Posted in Семья
03.07.2014

Сто лет прожить – не поле перейти

Бывший фронтовик живет в небольшом деревянном доме на южной окраине города Павлова. На стене кухни рядом с иконами много фотографий в рамках, где он сам, еще молодой, его жена и сыновья. А фотоальбомы он хранит в шкафу и часто их пересматривает, вспоминая былое.За долгую жизнь есть что вспомнить. 8 марта Иван Карпов отметил 100-летний юбилей. Приезжал из Эстонии его сын Евгений, который уже более 30 лет живет в Прибалтике. Самый дорогой для него гость.

Когда-то в этот день в доме Карповых бывало многолюдно и весело. Отмечали сразу два праздника — день рождения главы семейства и Международный женский день.

— Мы с женой дружно жили, — говорит Иван Алексеевич. — Как говорится, душа в душу.

Двадцать с лишним лет прошло, как ее не стало. Пусто, одиноко в доме без хозяйки. Долго он не мог привыкнуть к зловещей тишине.

Вспоминал первые годы их счастливой совместной жизни, как радовались первенцу. Иван работал в Таремской артели, потом на заводе в деревне Лаптево и не думал, что в мирную размеренную жизнь ворвется война.

Хорошо помнит, как молодая жена провожала его на фронт, тревожно заглядывая в глаза и смахивая слезы. Двое малолетних сыновей было у них в ту пору.

Когда объявили мобилизацию, Иван сам пришел за повесткой в военкомат — многие его ровесники уже были призваны. Через несколько дней прибыл в учебный батальон в Нижнем Новгороде.

— Нас учили ездить на мотоцикле, — вспоминает бывший фронтовик. — В то время многие даже велосипеда в глаза не видели, не то что мотоцикла. В феврале нам выдали обмундирование и отправили в Волхов. Одна винтовка на двоих.

На одной из станций эшелон обстреляли из вражеского самолета. Вокруг чистое поле, укрыться негде, но паники не было.

— Падали на землю, зарываясь в снег головой, — продолжает Иван Карпов. — Рядом свистели пули.

В разных переделках приходилось бывать. Ему не довелось убивать врагов, хотя находился в самом пекле — под Ленинградом. На войне не все стреляют — он служил в связи, доставляя секретные документы. Один мотоцикл на всю часть. Часто на нем колесил, иногда на поезде, в труднодоступные участ-ки — пешком, случалось и на самолете переправлять ценный груз. Даже приходилось ездить верхом на лошади.

— Об опасности некогда было думать, — признается ветеран, — главное — вовремя доставить секретную документацию, от этого пакета зависела жизнь сотен солдат, нельзя было его потерять.

Однажды с трудом добрался до нужной воинской части, но туда не пропустили: шел напряженный бой, вокруг рвались снаряды. Пришлось пережидать в окопе.

Судьба пощадила его — не получил ни одного ранения, хотя все время был в опасных поездках. Страшное известие о смерти младшего сына тоже застало его в пути. Проститься с ним не мог — война есть война…

После Победы Иван Карпов вернулся в родную деревню Завалищи и устроился на Павловский механический завод. Ему снова доверили работу с документами, назначив начальником отдела кадров. Он легко ориентировался в море цифр и несколько лет трудился бухгалтером и экономистом, не имея специального образования, все освоил сам.

Позднее семья Карповых, где появился еще один сын, переехала в Павлово. Начали строить дом. Иван Алексеевич перешел на инструментальный завод на вредное производство и до пенсионного возраста работал на плоскошлифовальном станке. Всегда был в числе лучших.

— Всю жизнь только трудился и трудился, — говорит пенсионер. — Семью надо было кормить.

Хватало забот и дома, летом выращивали овощи.

Сейчас не до грядок — ноги сильно болят. Да и пенсия позволяет не бедствовать. На здоровье не жалуется. С тех пор как бросил курить, словно помолодел на десяток лет. А прежде, бывало, не мог несколько метров пройти без остановки — трудно было дышать. Теперь об этом даже не вспоминает. И к врачам не любит ходить.

— Как-то обследовался в поликлинике, доктор сказал, что здоровье у меня как у космонавта, — улыбается Иван Алексеевич.

Вот только зрение в последние годы подводит, но газеты ветеран читает и в курсе всех новостей. Переживает из-за событий на Украине. Кто мог подумать, что в дружеской стране будут стрелять в мирных людей, а ведь во время войны отцы и деды нынешних граждан Украины сражались с врагом бок о бок с русскими и считали их братьями…

— Жить бы да радоваться, а не воевать, — вздыхает фронтовик.

Сам он настоящий оптимист, радуется каждому новому дню. В этом и есть секрет его молодости.

Так считает и его соседка-пенсионерка Нина Ивановна Воронова, которая ежедневно навещает ветерана.

— Не помню, чтобы он с кем-то ссорился или на кого-то держал зло, — говорит она. — Всегда был занят каким-то делом, заботился о сыновьях. Когда жены не стало, сам готовил и прибирался в доме. Сейчас из соцпомощи приходят. Три года назад на нашей улице провели воду — на фонтан больше не надо ходить.

Несмотря на возраст, Иван Алексеевич помнит многие события и даты, особенно фронтовых лет. Война до сих пор ему снится, поэтому ветерану так хочется, чтобы люди жили под мирным небом.

Светлана ГУНДОРОВА.