Posted in Благовест
26.06.2014

Ирина ПЕГОВА: «Главное для актера — иметь цель»

Зрители хорошо знают ее по множеству фильмов и сериалов, большинство из которых запомнились именно благодаря ей. Достаточно назвать такие ленты, как «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Варенька», «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини», «Зоя», «Маша в законе»… Актриса получила уже не одну профессиональную премию. За роль Ольги в своей первой картине «Прогулка» она удостоена премии «Золотой орел» и приза на кинофестивале «Окно в Европу». Работа на сцене МХТа принесла Пеговой «Золотую маску».

— Ирина, вы чуть ли не с детства мечтали стать русской Эдит Пиаф или второй Тиной Тернер. Почему же после школы решили поступать в политехнический институт?

— Потому что так хотели родители. Поскольку мой отец профессиональный спортсмен, был даже чемпионом Нижегородской области, он с детства приучал меня к активным занятиям спортом — легкой атлетикой, лыжами, коньками, плаванием, художественной гимнастикой, видел меня великой спортсменкой. В то же время родители хотели дать мне разностороннее воспитание, настояли на том, чтобы я окончила музыкальную школу по классу скрипки. Увлечение музыкой переросло в желание стать профессиональной певицей. Этому способствовал и успех на конкурсе «Хочу стать звездой», который прошел в Выксе. Я даже стала заниматься в профессиональной музыкальной студии. Но к моему желанию стать певицей родители относились просто как к шутке, говорили, что надо прежде получить настоящую, серьезную профессию. Поэтому я и стала сначала студенткой Нижегородского политехнического. И уже потом все-таки поступила на драматическое отделение Нижегородского театрального училища.

 

— Вы его не окончили.

— Когда я училась на втором курсе, в Нижний Новгород с гастролями со своим театром приехал Петр Наумович Фоменко. Каким-то чудом мы встретились с ним и его актерами, показали свои работы. Его ребята посоветовали мне ехать в Москву. И я решилась на этот шаг. Тем более что в тот год Петр Наумович набирал курс, а мне хотелось учиться только у него. Попытка оказалась удачной, меня зачислили в РАТИ на курс Фоменко.

 

— Учеба давалась легко?

— Мне кажется, что учиться в творческом институте — это сплошное удовольствие, тем более что я попала в Москву из провинции. Мне все было интересно. Петр Наумович, по-моему, был лучшим педагогом страны. Его выпускники не ходили по театрам показываться, наоборот, приходили сюда, к нему. После института меня приняли в труппу театра «Мастерская Петра Фоменко». На сцену театра я впервые вышла еще на четвертом курсе. Заболела актриса, которая была занята в спектакле «Одна абсолютно счастливая деревня», и на ее роль Егоровны ввели меня. Потом у меня было здесь немало других очень интересных ролей.

 

— Почему вы ушли из театра Петра Фоменко в МХТ имени Чехова?

— Просто так сложились обстоятельства. В театре Фоменко не было проходных актрис, мне пришлось бы ждать, когда до меня дойдет очередь, а я ждать не умею, мне все сразу надо. Каждый год я понимала, что роли одна за другой ускользают от меня… А Олег Павлович Табаков звал меня к себе еще со студенческих лет, обещая интересные роли. Кстати, еще работая у Фоменко, я сыграла Соню в «Дяде Ване» в МХТе. И после декретного отпуска решила окончательно перейти к Табакову, где мне предлагали конкретные роли, которые я не получала у Фоменко.

 

— Роль Сони для вас оказалась знаменательной.

— Именно благодаря ей я стала лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска». Впоследствии за роль Сюзанны в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» получила Российскую национальную актерскую премию «Фигаро» имени Андрея Миронова в номинации «Лучшие из лучших».

 

— Как вы отнеслись к таким почетным наградам?

— Конечно, было очень приятно, что так высоко оценили мою работу. Но для актера главное — не останавливаться, иметь какую-то цель, к которой постоянно стремиться.

 

— Продолжаете петь?

— Вот сейчас, после интервью, поеду на киностудию записывать песню для фильма «Услышать музыку души». В нескольких фильмах я пою сама.

 

— Вы и в кино дебютировали очень удачно. Как вы попали в фильм «Прогулка»?

— Начнем с того, что в кино я все-таки дебютировала не в этой картине, а в «Спартаке и Калашникове», где у меня был эпизод. Я там сыграла ветврача. И уже потом меня пригласил Алексей Ефимович Учитель в свой фильм «Прогулка». Дело в том, что он один из немногих режиссеров, которые регулярно бывают в театрах и берут на заметку молодых артистов. Часто бывал он и в «Мастерской Петра Фоменко», видел меня в спектаклях. И пригласил в свою картину, где я сыграла роль Оли — обворожительной и легкомысленной девушки.

 

— Ваше сотрудничество с Алексеем Учителем продолжилось и в картине «Космос как предчувствие».

— У меня там роль такой трогательной официантки Лары. И на съемках этой картины, кстати, мне очень пригодились мои спортивные навыки. Моя героиня бежит кросс и в конце его должна проиграть. Но, видимо, спортивное честолюбие не позволило мне этого сделать, и я прибежала… первой. После нескольких дублей Учитель в конце концов решил изменить сценарий.

 

— Вы много снимаетесь в кино. В каких картинах вас можно будет увидеть в ближайшее время?

— Недавно закончила съемки в двух фильмах — «Танкисты своих не бросают» и «Услышать музыку души» по сценарию Аркадия Инина, который написал новую, современную версию картины «Одиноким предоставляется общежитие». Я играю роль, которую когда-то блестяще исполнила Наталья Гундарева. Но, повторяю, это не ремейк старой картины. Скоро должны выйти еще два фильма с моим участием — «Семь главных желаний» и «Страна хороших деточек». У меня есть еще ряд других предложений, но пока ничего о них говорить не буду.

— Вы снимались за рубежом?

— Если считать Украину зарубежьем, то да, снималась там в фильмах «Услышать музыку души», «Подруга особого назначения»…

 

— Ирина, где вы себя чувствуете более комфортно: на театральной сцене или на съемочной площадке?

— Мне комфортно везде. Это же моя профессия, я актриса театра и кино.

 

— Что греет вас в работе?

— Сама работа. Репетиции, игра на сцене, съемки.

 

— Неужели никогда не возникало желания все бросить и заняться чем-нибудь другим?

— Я не тот человек, который будет заниматься чем-то без желания.

 

— Вы часто играете советских героинь. Вам это время важно?

— Это наша история, а как иначе. Я люблю эпоху, да и роли эти играть и интересно, и сложно. В современном сюжете ты играешь уже саму себя. Уже можно разговаривать так, как хочешь, как вот мы с вами каждый день разговариваем. А 50 лет назад люди по-другому говорили, по-другому сидели, по-другому смотрели друг на друга, по-другому целовались, особенно целовались! Да они все по-другому делали.

 

— А кем вы вдохновляетесь из советских актрис, когда нужно сыграть костюмную роль?

— Многими, очень многими. Например Нонна Мордюкова, та же Чурикова, Терехова — правда, их очень много. Но я не назову их советскими, дело здесь совершенно не в этом. И не только в костюмных ролях на них стоит равняться. Это просто настоящие большие актрисы… Иначе как-то здесь и не скажешь. По сравнению с нынешним временем это другая высота, другой уровень.

 

— Как хватает на все времени? Или от чего-то приходится отказываться в работе?

— Репетиции с 12.00 начинаются, поэтому утром я делаю миллиард дел. Конечно, когда съемки где-то за пределами Москвы, здесь уже начинается другая жизнь. Потому что стоит уехать, и у тебя тут же как будто ничего нет, кроме съемок. А здесь, в Москве, чем больше дел, тем больше ты успеваешь. Другое дело, что лучше делать все спокойно. Я так пока не умею, но стремлюсь к этому. Редко так удается, но, знаете, так иногда бывает: ты все успел, и день еще не прошел — ты просто не волновался и не бежал никуда понапрасну. И тогда реально ощущаешь время, но, к сожалению, оно очень быстро летит. Мне хотелось бы спать меньше, я очень люблю спать и не могу себе в этом отказать. Вот если бы я могла спать, как Ленин, по четыре часа!

— А у вас есть какой-то идеал?

— Я обожаю Мерил Стрип и Кейт Бланшетт, с нетерпением жду каждый новый фильм с их участием. Я даже немного завидую тому, как развиваются их судьбы и в жизни, и в кино.

 

— Как бы вы описали свой характер?

— Я тот человек, который совершенно себя не знает. Я себя не всегда понимаю и постоянно удивляю.

 

— И чем недавно себя удивили?

— Своим разводом. Он меня очень удивил и порадовал.

 

— Порадовал?

— Да, порадовал. Я считаю, что это поступок. Многие люди на это просто не способны.

 

— И как вы чувствуете себя в статусе свободной женщины?

— Прекрасно.

 

— Наслаждаетесь одиночеством?

— Каким одиночеством, о чем вы?! У меня дочь. Я просто не могу быть одинокой.

 

— Как вы проводите с дочкой время?

— По-разному. Иногда мы носимся по паркам, по кино, по театрам. Таня с удовольствием ходит со мной и на оперы, и на балет, и на детские спектакли. Я вожу ее по музеям. А иногда Татьяна может подойти ко мне и сказать: «Мам, а давай никуда не пойдем». Я ее спрашиваю: «Что, даже на детскую площадку?» И мы просто остаемся дома вдвоем.

 

— Режиссерам с вами работается легко?

— Если я чувствую в тексте или поступках героини какое-то вранье, то обязательно выскажу свое мнение режиссеру. Обычно мы с ним беседуем, обсуждаем, и, если он сумеет меня убедить в своей правоте, я соглашаюсь. Но это обычная, нормальная работа над ролью.

 

— Вы работали со многими мэтрами нашего кино. Они дали вам что-то полезное, что пригодилось потом?

— От каждого, с кем я сотрудничала, получила что-то полезное. Мне довелось работать с 25 режиссерами, у меня было очень много партнеров, и я благодарна всем им.

Беседу вел
Леонид ГУРЕВИЧ.

( mospravda.ru)