Летчик из Заполярья

Покореженный остов самолета нашли случайно под слоем мха всего в сотне метров от дороги. Вскоре в музей Северного флота поступили уникальные материалы: фотографии, документы и личные вещи летчика, найденные в самолете. Наш музей тут же приступил к обработке этих материалов, пострадавших не только от огня, но и от воды. Удалось установить, что на «Харрикейне» погиб советский летчик капитан Валентин Александрович Агейчев.

В том, что советский летчик оказался в английском самолете, ничего удивительного нет. «Харрикейны» поставлялись Красной армии по ленд-лизу. Первая партия в двести самолетов переправлялась морем, и в октябре 1941 года эти самолеты уже начали участвовать в боях.

В фондах музея хранится фотоархив военного фотокорреспондента Северного флота Роберта Львовича Диаманта. Нет ли среди негативов снимка летчика Агейчева, который к тому времени был уже награжден орденом Боевого Красного Знамени за четыре сбитых самолета противника? Оказалось, есть. И сделан он в 27-м истребительном авиационном полку ВВС Северного флота.

На запрос в Центральный военно-морской архив пришел ответ следующего содержания:

«…Капитан Агейчев Валентин Александрович 5 июня 1943 года вылетел на боевое задание на самолете «Харрикейн» для прикрытия транспорта при переходе из Порт-Владимира в бухту Озерко и был сбит в воздушном бою.

В приказе начальника командного управления ВМФ значится:

«Исключить из списков частей ВВС ВМФ, погибших, не вернувшихся с боевого задания и пропавших без вести в борьбе с немецкими захватчиками: командира 3-й авиационной эскадрильи 27-го Краснознаменного авиационного полка ВВС Северного флота капитана Агейчева Валентина Александровича, погибшего в воздушном бою 5 июня 1943 года».

Что же произошло в этот день на Северном флоте?

В музее хранится «История 27-го истребительного авиационного полка ВВС СФ», она и проливает свет на события того даже не дня, а раннего утра.

Четыре катера типа «малый охотник» конвоировали буксир с баржей и сторожевой катер из Порт-Владимира до бухты Озерко. В 4 часа 35 минут, прикрываясь фоном берега, караван атаковали три группы вражеских самолетов. Караван в это время сопровождала эскадрилья капитана Агейчева. Пусть вас не удивляет время разыгравшегося сражения: на Севере в полном разгаре белые ночи. Во время боя был подбит самолет командира эскадрильи, и капитан Агейчев увел его в сторону берега. Видимо, он был тяжело ранен и не смог посадить самолет. Машина с высоты тысяча метров сорвалась в штопор…

Что же известно о капитане Валентине Александровиче Агейчеве? Первая же фраза, что он уроженец города Баку, может вызвать недоуменный вопрос – а почему вдруг нижегородская газета рассказывает о нем?

Обратимся к его письму, которое он послал брату Виктору, служившему на Балтийском флоте.

«Зинушку отправил в Горький, так как теперь она не одна, а вдвоем с Сашкой, которому было вчера четыре месяца. Скоро будет у меня сын, поэтому отправил ее, чтобы обязательно сохранила его. Мое здоровье хорошо, правда, два раза падал, но ничего, жив-здоров. Встретимся, тогда обо всем поговорим. А встретиться здорово. Но ничего, подождем, а потом наговоримся!»

Письмо датировано 15 мая 1943 года.

Зинушка, Зинаида Ивановна Агейчева, жена летчика, уроженка Горьков-ской области. В Горьком она поселилась по адресу: проспект имени Молотова, дом 31, квартира 80.

Сегодня это проспект Ильича и дом давно нежилой, в нем располагается учреждение.

Известно и то, что у летчика родился не сын, а дочь, которую тоже назвали Сашей. Предположительно, живет она сейчас в Эстонии.

Брак Валентина Александровича Агейчева и Зинаиды Ивановны Милельсон был зарегистрирован 6 февраля 1942 года в Автозаводском загсе. Значит, прежде чем отбыть в распоряжение Военного Совета Северного флота, летчик Агейчев узаконил свои отношения и создал семью. В его военной биографии, полученной из архива, говорится, что в это время он был летчиком-инструктором Военно-Морского авиационного училища имени Сталина (Ейское авиационное училище).

Поиск родственников жены пока ничего не дал. В Интернете, где было размещено объявление о поиске, делается предположение, что, возможно, в фамилию жены вкралась ошибка.

Одновременно Интернет принес много дополнительной информации. Кое-что прояснилось о родителях летчика. К сожалению, место рождения отца, Александра Михайловича Агейчева, пока остается неизвестно. Но вот родная сестра отца, Мария Михайловна Агейчева, родилась в Сергачском уезде Нижегородской губернии.

Есть еще одно известие из Арзамаса. Его авторы, тоже Агейчевы, предполагают, что погибший летчик может быть их родственником. По семейной легенде, в начале прошлого века из Арзамаса выехало в Баку на заработки несколько семей Агейчевых. Возможно, в одной из этих семей и родился летчик. Но все эти предположения требуют проверки.

Еще одни Агейчевы отозвались из Бутурлинского района. Их дальние родственники тоже жили в Баку.

Сейчас решается вопрос о том, где захоронить летчика. Если даже найдутся родственники в Баку или Таллине, то вряд ли они получат разрешение на перезахоронение останков там. Понятно, что для нижегородской родни, если таковая обнаружится, он родственник дальний. Так что, скорее всего, он будет перезахоронен у нас на мемориальном кладбище в Долине славы.

Но нам бы хотелось разыскать родственников летчика. Мы просим их откликнуться, где бы они ни жили.

Алевтина КРИВЕНКО,
научный сотрудник
Военно-Морского музея Северного флота.