Кто победит на поле боя
Россия проиграла информационное сражение. К такому выводу пришли участники «круглого стола» «Европейские СМИ и кризис на Украине», проходившего в рамках Международной конференции журналистов. Организовали ее правительство Нижегородской области, Союз журналистов России и наше региональное отделение. И, конечно, без обсуждения событий, происходящих в самой горячей точке мира, было никак не обойтись.
— В Америке просто не знают всей истории, связанной с Крымом, там не понимают, что еще недавно полуостров был территорией России, — рассказал Кирилл Привалов, политический обозреватель Радио России, лауреат премии «Золотое перо». — Глубоко убежден, что ни наш президент, ни глава США не ожидали, что ситуация дойдет до такого накала. Что же касается Украины, то мы потеряли целое поколение молодых людей, которые оценивают Великую Отечественную войну, бандеровцев не так, как делаем это мы, старшее поколение. У них другие идеалы, ценности, герои… И в том, что так произошло, виновата отчасти Россия. Много лет не ведется идеологическая пропаганда. Когда-то это было неважным — первостепенными виделись другие задачи. Не находилось средств. С 90‑х годов прошлого века в России не существовало национальной идеи, способной сплотить страну.
Ситуация в соседнем государстве была лишь одной из тем, которую обсуждали журналисты. Говорили и о том, что особо волнует в профессиональном плане, о тех сложностях, без которых не обходится нынешняя подписная кампания. Из-за резкого скачка вверх стоимости почтовой доставки газет некоторые редакции страны перешли на альтернативную доставку, создавая подобные службы в своих коллективах. Практика показала: у такой системы есть как плюсы, так и минусы.
— Организовали службу доставки в 2006 году, после того как почта в очередной раз повысила цену, — поделилась опытом Светлана Галкина, редактор газеты «Саткинский рабочий» Челябин-ской области. — Думали, с чего начать, кто может помочь нам в распространении газеты. И первыми нашими партнерами стали библиотекари, они и сейчас сотрудничают с нами. Приняли в штат агентов по доставке, они разносят газету. Оформили трудовые договора, платим зарплату, взяли на себя все социальные гарантии. Создавая службу, были готовы к тому, что она станет убыточной. Но пошли на это, желая сохранить тираж.
— Выходим четыре раза в неделю, но из-за повышения почтой цен перейдем на три выпуска, — сказала Людмила Сабизова, главный редактор газеты «Красное знамя» из Республики Башкортостан. — До 1 июля этого года цена подписки на шесть месяцев была около 400 рублей, теперь более 700. Доставляем газету как через почту, так и своей службой. От услуг почты совсем отказаться пока не можем, не в любой населенный пункт, не каждому подписчику имеем возможность принести газету.
— Каким бы замечательным ни было издание, как бы ни старались журналисты, дизайнеры делать качественный продукт, подписчики не готовы платить за газету реальную цену, — считает Владимир Касютин, ведущий секретарь Союза журналистов России. — В Норвегии подписка на городскую газету стоит около 9000 рублей. И тиражи у изданий высокие. У нас же все чаще можно слышать разговоры о том, что пора переходить на бесплатные газеты. Ведь потребность в информации у людей есть, она никуда не исчезла и не исчезнет, но платить за нее полную цену мало кто хочет.
В подобных обстоятельствах над некоторыми изданиями реально нависла угроза закрытия. Что в условиях уже проигранного информационного сражения равносильно стихийному бедствию. Ведь на поле боя еще можно одержать победу, было бы оружие. А его-то, когда газеты исчезают, тиражи падают, как раз и не хватает. Пришла пора задуматься об этом, нам воспитывать еще не одно поколение.
Юлия МИНДАЛЁВА.