Posted in Благовест
28.04.2014

Здесь хочется просто молчать

От пустыни – к оазисуТуристы шутят:

– Какие у вас планы на сегодня?

– Ну как… Посмотреть Израиль.

– А после обеда?

Израиль – небольшая страна, протяженность с севера на юг всего 470 километров.

Дороги здесь замечательные, а вот почва малоплодородна. Почти половина территории страны – пустыня. Поразительно, как на песке и голых камнях может произрастать разнообразная растительность.

Все леса рукотворные. Невероятно, но факт: в стране, где очень мало осадков, деревья растут вообще без полива. Их поливают раз в жизни при посадке. Саженец помещают в светлый чехол из пластика. Внутри он черный. Под действием солнечного света влага конденсируется и стекает вниз. Дерево само поливает себя, со временем достигая корнями водоносного слоя.

Ну а для зеленых насаждений вне леса израильтяне придумали систему капельного орошения, которой очень гордятся. К каждому деревцу, к каждому кустику подведены резиновые трубочки, и вода по каплям поступает прямо к корням.

Неудивительно, что в Израиле к растениям самое трепетное отношение.

– Ежемесячно у нас проводятся субботники, когда каждый, от мала до велика, должен посадить дерево, – рассказывают местные жители. – Деревья сажают в честь разных событий, как радостных, так и печальных.

Пресная вода – большой дефицит, это одна из главных проблем в стране. Израильтяне нашли выход – они опресняют морскую воду.

Сельское хозяйство страны является одним из самых передовых в мире.

Ученые превратили недостатки климата в достоинства. Например, некоторые сорта помидоров орошают соленой водой, получая сладкий вкус. Выращивают черные арбузы и красные бананы, кабачки в форме блюдца и хлопок с зеленым и коричневым волокном – все это пользуется спросом в Европе.

Финиковые пальмы в Израиле дают урожай до 150 килограммов в год, при средней урожайности всего 14 килограммов в других странах.

– Проще перечислить, чего мы не выращиваем, – с гордостью рассказал фермер, работающий по совместительству гидом. – Завозим только рис.

Сельское хозяйство в Израиле построено в основном на кооперативной основе.

– Нашу ферму обслуживают семь человек, – продолжает фермер. – Работаем на равных, всю продукцию – поровну.

Удивительнее всего, что страна, где нет пастбищ, опережает всех по надоям. По качеству молока местным коровам тоже нет равных – оно жирное, с высоким содержанием белка.

Живется израильским буренкам комфортно – в жару они часами стоят под душем и у вентилятора.

К сельским труженикам в Израиле самое уважительное отношение. Государство оказывает им поддержку на всех уровнях. Например, построил современную теплицу, оснащенную по последнему слову техники, – государство оплатит 30 процентов ее стоимости. Компенсируется также часть расходов на пресную воду.

На самом соленом мореЭкскурсия на Мертвое море пришлась на субботу: выходной день для евреев – «шаббат» на иврите. «Шесть дней работай, седьмой посвяти Богу», – гласит Библия.

Суббота в Израиле считается седьмым днем. Не работают магазины, кафе, общественный транспорт. Причем шаббат начинается с пятницы после захода солнца, но некоторые магазины закрываются уже после трех часов до позднего субботнего вечера.

Во время шаббата не стоит заезжать в религиозные кварталы городов – местному населению это не нравится. Нежелательно и курить в общественных местах.

По дороге к Мертвому морю любуемся великолепными пейзажами за окном. Финиковые рощи чередуются с цитрусовыми, мелькают сады манго и киви, плантации бананов.

И вот мы на берегу самого соленого моря в мире. Впечатление – словно попали на другую планету! Безжизненный пейзаж – ни одного кустика, белый соляной берег, неровное и колючее от кристаллов соли дно. Без сланцев больно заходить.

Прозрачная вода тоже необычная – маслянистая. На вкус она настолько соленая, что даже горчит.

В Мертвом море плотность воды больше, чем тела человека, потому его выталкивает на поверх-ность. Многие ради шутки фотографируются, лежа на поверхности воды с газетой.

Больше 15 минут купаться не рекомендуется. И не дай Бог, если вода попадет в глаза.

Ни рыбы, ни другие живые организмы в Мертвом море не водятся, зато оно славится минералами. Сама Клеопатра пользовалась для омоложения солями и грязями из этого уникального водоема.

Некоторые туристы из нашей группы бросились натираться целебной грязью прямо на берегу. Правда, смыть ее оказалось непросто – вода из душа, установленного на пляже, вытекала по каплям. Возможно, такое случается лишь в шаббат…

Зато никто не жаловался на отсутствие соли. Когда из сухого пайка, выданного утром в отеле, извлекли помидоры и яйца и оказалось, что нечем посолить, кто-то предложил оригинальный выход: воспользоваться дарами моря. Так и сделали – набрали соли прямо на берегу.

Город мира и войнВ Иерусалиме, столице Израиля, все дома построены из белого камня, который можно найти только в ближайших окрестностях. Издали город кажется сказочным.

Сначала едем в современную часть. Внизу Масличной горы находится католическая церковь Всех Наций, построенная на месте, где Иуда предал Христа. Церковь назвали так в честь 12 католических общин из разных стран, пожертвовавших деньги на ее строительство. Другое название церкви – Страстей Господних.

На стенах библейские сюжеты из мозаики. Полумрак, создаваемый от синих витражей, символизирует последнюю ночь Христа на земле.

Перед главным алтарем камень, на котором Господь так отчаянно взывал к небесам: «Отче, если возможно, да минует меня чаша сия». Нет слов, чтобы передать чувства, когда прикасаешься к нему.

Во дворе храма растут оливы, которым более 2000 лет, что доказано ботаниками. Здесь был арестован Иисус.

На западном склоне Масличной горы раскинулся Гефсиман-ский сад. До сих пор цветут восемь олив, посаженных еще в I веке н. э. В саду находится грот, в котором Христос молился, удалившись от апостолов.

Напротив храма в стене Старого города находятся Золотые ворота, которые в XVI веке замуровали турки, чтобы закрыть Мессии вход в Иерусалим.

– Во время второго пришествия Христа эти ворота откроются, – рассказывает наш гид. – А спускаться Он будет на ослике с горы мимо этой церкви.

То есть практически там, где мы стоим. Уму непостижимо.

По пути СкорбиБыть в Иерусалиме и не пройти путем страданий Христа невозможно. Даже те, кто далек от веры и приехал в первую очередь по-смотреть исторические места, стал серьезнее. Здесь хочется просто молчать.

Путь Скорби, или Крестный Путь, – по-латыни Виа Долороза – улица, по которой римские стражники вели Иисуса к месту распятия. Она разбита на 14 остановок, каждая из которых отмечена часовней или церковью.

Вот здесь, около мусульманской школы, где теперь находится женский католический монастырь, римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа.

Чуть дальше – церковь Бичевания. Под престолом часть камня, на котором сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца. Если приложиться к мраморной плите, можно услышать удары бича палачей…

А здесь, где сейчас сооружена католическая часовня, Он впервые упал, изнемогая от тяжести ноши.

Со своего последнего, третьего, места падения Он увидел Голгофу.

Остальные пять остановок Христа находятся в храме Гроба Господня – главной святыне христиан. Евреи называют его храмом Воскресения.

В скорбном молчании паломники движутся к Голгофе. Многие не скрывают слез.

Последняя остановка на пути Скорби – камень Помазания, представляющий собой продолговатую низкую плиту.

На этот камень из розового известняка положили перед погребением снятое с креста тело Господа для умащения. С тех пор камень всегда влажный. Не передать словами волнение, когда прикладываешься к нему. Душа трепещет и плачет.

В центре храма, в темном и круглом зале, Гробница Христа, или Кувуклия, что по-гречески означает «ложе». Это самое священное место, здесь покоилось тело Спасителя после смерти в Страстную пятницу до Его Воскресения. Именно здесь возгорается Благодатный огонь, отсюда ведется трансляция по телевидению в пасхальную ночь. Евреи уверены, что именно здесь находилась настоящая Голгофа.

Свет Вифлеемской звездыОт центра Иерусалима до Вифлеема, где родился Иисус Христос и был помазан на царство Давид, всего восемь километров. Это уже территория Палестины. Гид предупредил, чтобы никто не отделялся от группы, дабы не потеряться в арабской стране, отношения с которой у израильтян напряженные.

Без каких-либо препятствий мы миновали бетонную стену раздора, отделяющую Израиль от Палестины. Никто из вооруженных израильтян на границе не потребовал наших паспортов, а симпатичная девушка в военной форме приветливо помахала рукой.

На палестинской земле нас ждал… радушный прием, так что все опасения были напрасны.

– Россию любим, Америку – нет, – заявил торговавший магнитиками молодой палестинец.

Родную речь услышали и в сувенирной лавке – молодые продавщицы оказались русскими женами арабов. Неподалеку веселый баянист, скорее всего тоже бывший соотечественник, играл знакомые с детства мелодии.

Храм Рождества Христова очень древний и снаружи не отличается великолепием, скорее, больше похож на крепость. Сегодня он принадлежит греко-православной конфессии – это единственная христианская церковь в Палестине.

Одно из чудес связано с колонной, на которой находится икона Спасителя. Несколько лет назад в день апостола Фомы на лике Иисуса Христа открылись очи, и из них полились слезы. Может, Господь снова дал понять людям, как когда-то неверующему Фоме, что еще не поздно исправиться.

У входа в Святой вертеп находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери – единственная, на которой Богородица улыбается, радуясь рождению своего сына Иисуса. Она счастлива и еще не знает, какие страдания ей предстоит перенести.

По двум мраморным лестницам, ведущим к пещере Рождества, спускаемся очень медленно – людей столько, что не пошевелиться.

Место, где, по преданию, родился Богомладенец, отмечено серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую. На ней надпись по-латыни: “Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос”.

Паломники на коленях прикладываются к Вифлеемской звезде.

По местам земной жизни ХристаДалее наш путь лежит в Галилею, в город Назарет, где жил Иисус Христос как простой плотник.

В небольшой арабской деревушке Кана Галилейская, через которую мы проезжаем, Иисус совершил первое чудо на свадьбе своего двоюродного брата, превратив воду в вино. В храме Венчания, построенном здесь, хранится тот священный кувшин. Считается, что брак, заключенный в этом храме, самый счастливый и прочный.

На каменистом берегу Галилейского моря, или, как его называют в Израиле, озера Кинерет, в это время года безлюдно. Хотя летом, говорят, яблоку негде упасть.

Это единственное море с пресной водой и самое низкое озеро на земле. Его дно покрыто темным базальтовым песком, поэтому издали вода кажется темно-синей.

На побережье Галилейского моря находится Капернаум, где Спаситель жил, учил и сотворил множество чудес. Этот город Он называл Своим.

Вскоре мы добрались до берега самой известной на земле и самой большой в Израиле реки Иордан, в водах которой Иоанн крестил Иисуса.

В помещении комплекса, куда платный вход, переодеваемся в специальные белые рубашки и направляемся к ступеням, ведущим к реке. Здесь множество народу, есть группы во главе со священниками.

Вода в Иордане коричневая и мутная из-за быстрого течения, которое поднимает глину и ил.

В священную реку окунаются семь раз, погружаясь с головой.

Холодная вода обжигает, но на берегу становится даже жарко. Ощущение – словно заново родилась.

Впрочем, не все из нашей группы решились окунуться в реку. Не осуждаю – не могу понять…

Светлана ГУНДОРОВА.Фото автора.