Posted in Семья
16.04.2014

Какой характер у медведя

— Люди у нас талантливые! Например, замечательная художница Светлана Николаевна Киселева. Живет в селе, к ним в Дмитриевское даже автобус не каждый день ездит, а такой самобытный мастер! — восхищается Светлана Вивсянюк, заведующая сектором декоративно-прикладного творчества Краснобаковского отдела культуры.Поддержка мастеров-самородков входит в ее служебные обязанности, а еще — проведение выставок и конкурсов, организация поездок местных дарований в другие районы области, подготовка молодого поколения — краснобаковские школьники с удовольствием посещают кружки в Доме культуры. Забота о талантах Светлане Николаевне не в тягость — она и сама человек увлеченный.

На стене кабинета — искусная имитация балахнинских и вологодских кружев, одно из многих увлечений Светланы Вивсянюк. «Загореться» ей ничего не стоит: увидела — и тоже захотела сделать. Потому она с энтузиазмом посещает мастер-классы, где можно обменяться опытом и узнать премудрости какого-либо еще не освоенного рукоделия.

На столе передо мной появляются крохотные розовые валеночки.

— Чтобы сделать настоящие, большие, нужны специальные инструменты, колодка для сушки, — поясняет Светлана. — Процесс их изготовления длительный, и прерывать его нежелательно. В старину для этого на целый день уходили в баньку с горячей водой и там их катали. А валенки-сувениры можно свалять за полтора-два часа.

Впрочем, и с такими малютками повозиться приходится: шерсть по шаблону в разных направлениях распределить, мять ее — растирать, баню устраивать — то мылить, то купать в горячей воде. Для кого-то это трудоемкий процесс, а для нее «величайшее удовольствие».

Как и любое другое творчество. Например, лоскутное шитье. Выносить идею, до мелочей продумав сочетание красок, цветовые переходы, подобрать подходящие ткани и, наконец, сшить задуманное, воплощая мечту, — это ли не радость для рукодельницы?

Увлеклась шитьем Светлана Николаевна лет двадцать назад, увидев в глянцевом журнале «красивенные» лоскутные покрывала. Изучила основы этого народного ремесла и создала свои первые изделия.

Самое последнее увлечение мастерицы — изготовление драповых мишек Тэдди. Мягкая игрушка удавалась ей еще в школьные годы, и потому, когда ехала на мастер-класс, организованный Нижегородским центром культуры, была уверена, что ничего нового для себя не откроет. «Но увидела, попробовала, «заразилась» и шила, не вставая, шесть часов», — с улыбкой вспоминает Светлана Николаевна.

Каждая созданная ею игрушка индивидуальна, со своим особым «характером». Остается лишь помочь его выявить. Вот медведица Маша — это настоящая «важная дама» в нарядном платье с кружевами; белый медведь — «французский морячок» в берете с помпоном. Бурый мишка с добродушным взглядом агатовых глаз (это открытие Светланы — «взгляд» глаз-бусинок из агата получается живым) — «медведь из краснобаковских лесов». С ним связана особая история.

– В прошлом году пошли с мужем по грибы, — рассказывает рукодельница. — Лес дикий, хоть и недалеко от поселка, — тетерева вспархивают. Вдруг вижу — тропа натоптанная. «И здесь, оказывается, люди ходят», — говорю мужу, а он молчит в ответ. А на тропе — следы босых ног… Медведь бродил! И когда я этого медвежонка мастерила, вспоминала того, лесного.

Свою любовь к рукоделию Светлана Николаевна объясняет «генетической памятью»: мама тоже никогда без дела не сидела, все в руках ее спорилось. А  какие рубашки она отцу вышивала! И скатерти — у некоторых жителей поселка они еще сохранились. И отец, если, к примеру, одежду починить требовалось, ни к кому не обращался, все сам добротно делал.

– Мама у меня с Украины  была, — рассказывает моя собеседница, — и в детстве я ездила к ее тете, бабушке Шуре, в село под Полтавой. У нее в хате как в музее было: все окна, портреты, кровати в расшитых украинских рушниках. В войну бабу Шуру, тогда певунью, комсомолку, угнали в Германию, а она пешком в родное село вернулась. Работала звеньевой овощеводов. Помню ее узловатые, натруженные руки — как ловко они вышивали!

Посчастливилось маленькой Светлане побывать и на Сорочинской ярмарке (той самой, гоголевской).

– Мужчины шли на ярмарку в вышитых рубашках, женщины и дети — в нарядных национальных костюмах. Это было так красиво! — вспоминает она. И добавляет: — На селе всегда вышивали, даже когда это немодно было…

Вот такое оно, народное искусство: от моды не зависит, живет веками да людей радует.

Елена МАТРОСОВА.

р. п. Красные Баки.