Горсть сахара
Получив специальность швеи‑мотористки, Надежда Самонова уехала в Москву. Огни большого города манили. Но прожила там недолго — позвала деревня назад.
Родители всегда жили в селе и работали в колхозе. Дело крестьянское девушка знала. Поэтому без сожалений вернулась, а тут и замуж вышла.
Устроилась в родной кужендеевский колхоз, на ферму. Старалась изо всех сил, потому быстро вышла в передовики. Приходилось и ночами за буренками приглядывать, и стойла чистить, и доить, и сторожить. Начальство отмечало, что у самоновских коров лежанки всегда сухие, а сами буренки чистые и здоровые.
У Надежды стимул был. Год шел за годом, появилось у них с мужем Иваном много детей — надо на ноги ставить.
Сегодня, если считать вместе с внуком, семья насчитывает десять человек. А вскоре еще два внука прибудут.
Вышло так, что крепкого кужендеевского хозяйства вдруг в одночасье не стало. Куда податься? Без дела Надежда Ивановна сидеть не умеет.
— Пошла я тогда в наше районное управление сельского хозяйства, там меня хорошо знают еще по работе в колхозе и участию во всех соревнованиях доярок, — вспоминает Надежда Ивановна. — У меня уже были четыре дойные коровы, не считая молодняка. Спросила только, положена ли мне компенсация расходов на покупку семени, а в разговоре выяснилось, что есть хорошая программа поддержки начинающих фермеров. Предложили участвовать. А я и не против — все равно именно этим занимаюсь…
Все сложилось удачно. Получила Надежда Самонова полуторамиллионный грант и еще 250 тысяч на отделку дома. Выделили ей участок, где через четыре месяца вырос новый двор.
Жилка хозяйская заставила экономно расходовать средства. Потому и стройку вели сами. Дружной семье все под силу!
— Двор сразу был задуман деревянным по нескольким причинам, — поясняет Самонова. — Это и экономия средств, и забота о животных. Коровки у меня всегда в сухости. Вот под ними настил деревянный — это тоже не просто так. Вымя не студится — раз, копыта сберегаются — два. Лечь на теплые доски приятнее и безопаснее для здоровья — три. А на бетон попробовал бы кто сам сесть! Вот и коровам это не в радость…
Конечно, Надежда Ивановна не раз слышала от гостей, у которых дворы каменные, по новым технологиям возведенные: «У вас не двор, а избушка…» Но она стоит на своем: «Мне коров жалко, потому так и делаю». И приводит еще довод в пользу своего двора: дерево дышит.
Главный зоотехник района Василий Носов говорит:
— Скот на этой ферме находится в идеальных условиях. Нам отрадно, что поддержали Надежду Ивановну. Дело у нее идет. Сохранность молодняка, соблюдение рационов кормления, надои — всё на высоте. От района ей выделили 108 га земли в аренду, через три года она сможет начать оформление ее в собственность. Земля отличная и для выпаса, и для земледелия — пойма реки Леметь, заливные луга. Вообще можно хутор ставить…
Такое желание у большой семьи Надежды Самоновой есть.
Начали Самоновы с восьми дойных коров и нескольких нетелей. Но двор был рассчитан на 30 голов. Поэтому уже вскоре после растелов ферма выросла до 26 голов. А еще через год уже 30 животных будет насчитывать ферма.
На заботу буренки отвечают хорошими надоями. Венера дает по 18 литров в сутки, Малинка — по 23. А таких, чтоб по 12‑15 литров давали, на дворе у Надежды Ивановны просто нет.
Породу фермер выбрала швицкую. Поначалу раздумывала, с каких коров начать — с черно-пестрых или швицов? Но решила, что швицы более устойчивы к нашему климату. Хорошо покормишь — хорошо надоят.
Корма в хозяйстве хорошие. Вообще, коровы здесь сластены. Они каждый день кушают сахарный песок.
— Уже полторы тонны съели, надо опять привозить, — улыбается Надежда Ивановна. — Конечно, некоторые используют патоку, но мне это дороговато. А песок прямо из магазина мне привозят. Раздаю его горстями: дала муки, рядышком — сахару прямо на сено. Сахар сразу заметно прибавляет надой, особенно когда раздаиваешь нетелей…
Сдают молоко Самоновы по 23 рубля за литр на Ардатовский молокозавод. В будущем решили творог варить, сметану делать. Переработка современному КФХ нужна, и она обязательно будет.
Уезжая, спросил Надежду Ивановну: посоветовала бы она другим сельчанам тоже заняться фермерством?
— Это каждый пусть сам решает. Надо мной в деревне порой смеются — мол, целый день с навозом. А я отвечаю: «Ну и сидите весь день на лавочке, лузгайте семечки».
Александр КУРИКОВ.
Ардатовский район.