Posted in Благовест
27.12.2013

Виновник трагедии

Постоянные читатели газеты знают, что мы не раз обращались к его биографии и старались найти в ней то, что до сих пор было неизвестно. На этот раз мы решили обратиться к старым фотографиям, которые сберегли нам облик летчика. Фототека пилота насчитывает сотни снимков. Мы постараемся узнать, кто же фотографировался рядом с Чкаловым. Вот такой необычный поиск мы ведем, так что следите за нашей рубрикой.

Мы отыскали этого человека на одной из «чкаловских» фотографий. Вот она. На ней изображен командный и летный состав 1- й Ленинградской истребительной авиаэскадрильи.

1924 год. Чкалов находится в центре. А третьим справа стоит летчик Николай Благин. Его не вымарывали с фотографий, но имя было предано медленному забвению. Сейчас оно никому ничего не говорит.

Этот человек стал виновником авиационной катастрофы, когда на своем истребителе врезался в крыло самолета-гиганта «Максим Горький». Катастрофа случилась в полдень 18 мая 1935 года. Полет был демонстрационным. Его снимал воздушный оператор. Для сравнения в воздухе гигант сопровождал истребитель летчика Благина.

Внезапно его самолет начал описывать «мертвую петлю» вокруг крыла «Максима Горького». Фигура не получилась. Истребитель потерял скорость и…

Из официального сообщения ТАСС:

«18 мая 1935 года в 12 часов 45 минут в городе Москве, в районе Центрального аэродрома (Ходынское поле), произошла катастрофа с самолетом «Максим Горький».

Катастрофа произошла при следующих обстоятельствах. Самолет «Максим Горький» совершал полет под управлением летчика ЦАГИ т. Журова при втором летчике из эскадрильи им. М. Горького В. Михееве, имел на борту ударников ЦАГИ в количестве 36 человек. В этом полете «Максим Горький» сопровождал тренировочный самолет ЦАГИ под управлением летчика Благина. Несмотря на категорический запрет делать какие бы то ни было фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, летчик Благин нарушил этот приказ и стал делать фигуры выс-шего пилотажа в непосредственной близости от самолета «Максим Горький» на высоте 700 м.

При выходе из мертвой петли летчик Благин своим самолетом ударил в крыло самолета «Максим Горький».

Самолет «Максим Горький» вследствие полученных повреждений от удара тренировочного самолета стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке Сокол в районе аэродрома.

При катастрофе погибло 11 человек экипажа самолета «Максим Горький» и 36 человек пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ, в числе которых было несколько членов их семей. При столкновении погиб также летчик Благин, пилотировавший тренировочный самолет.

Похороны погибших приняты на государственный счет и состоятся 20 мая с.  г.

Правительством решено выдать семьям погибших по 10000 рублей единовременного пособия каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение. Образована комиссия по похоронам в составе: Хрущев, Харламов, Ткачев».

Чкалов и Благин довольно долго знали друг друга. Благин был постарше и не раз выручал младшего товарища, когда того заносило. Подробнее об их отношениях мы вряд ли когда узнаем, но говорят, они были друзьями. О Николае Благине никто из авиаторов в своих воспоминаниях не написал ни строчки. Да если бы и написали, то их бы не пропустили — «это тот самый Благин?».

По факту катастрофы «Максима Горького» сотрудниками НКВД было проведено расследование. Оказалось, что за час-полтора до полета с санкции высшего руководства ВВС с летчиками встретились работники кинофабрики военно-учебных фильмов В. Г. Ряжский и А. А. Пуллин, которые настояли на выполнении фигур высшего пилотажа на истребителе рядом с пассажирским «Максимом Горьким». Благин был вынужден согласиться, выполняя, фактически, установку высшего руководства. Съемки планировали вести с другого самолета. Киноматериалы должны были быть использованы в агитационных целях. Руководитель полетов и непосредственные начальники пилотов об изменении сценария пролета не знали.

После катастрофы материалы расследования были засекречены, чтобы не компрометировать выс-шее руководство ВВС и страны.
Не зная правды, представители общественности выдвигали самые разные версии случившегося, осуждая Благина как виновника катастрофы. Только в 2010 году докладная записка наркома Ягоды Сталину о результатах следствия по этому делу стала достоянием общественности, реабилитируя Благина.
Ответы на вопросы, возникавшие на протяжении многих лет, сняли все сомнения. Известно, что урна с прахом Благина была похоронена на Новодевичьем кладбище вместе с другими погибшими в этой катастрофе, что более чем странно, если считать Благина умышленным виновником аварии.

После смерти Благина семья не подверглась репрессиям или гонениям. Наоборот, вдове, дочери, одному из родителей Благина были немедленно оформлены пенсии по утрате кормильца. Его дочь была переведена в новую школу. Местное партийное руководство окружило семью Благина заботой и вниманием, всемерно поддерживая морально и материально семью погибшего летчика.

Сотрудники кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский и Пуллин были арестованы и осуждены.

Судьбы Чкалова и Благина внешне схожи. Служили в Ленинграде, а потом оба попали в НИИ ВВС, став летчиками-испытателями.

В жизни Николай Павлович Благин был крайне осторожен. Он старался не выделяться и брался за любую черновую работу. На это была причина — дворянское происхождение. Любая чистка могла закрыть для него дорогу в небо. А он стремился стать летчиком. Вступив добровольцем в Красную армию, попросил направить его в дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Последнее место учебы — Высшая школа военных летчиков. Летал на самолетах всех типов, от бомбардировщиков до истребителей. Кто знал его, говорили: «Это был умный и пытливый человек».

По отзывам работников ЦАГИ, Николай Благин летал на всех типах самолетов, был прекрасным товарищем и любил летную работу.

Благин провел ряд ответственных испытаний авиационного вооружения и стартовых пороховых ускорителей тяжелого бомбардировщика ТБ-1, что по тому времени было новинкой.

В нем жил не только пилот. Еще учеником реального училища он запатентовал первое изобретение — аппарат для записывания речи. Познакомился в Петрограде с конструктором парашюта Г. Е. Котельниковым, и вместе они создали «приспособление для сбрасывания на парашюте почтовых отправлений». Дальше он разрабатывал учебную бомбу с дымовым сигнализатором.

В НИИ ВВС рассматривалось сразу несколько изобретений Николая Благина: звуковой измеритель путевой скорости самолета, ночной вымпел, аэромаяк, грузовой парашют для сбрасывания стрелкового вооружения и боеприпасов. За это изобретение он был премирован легковым автомобилем. Случай в те годы редчайший.

Из девяти технических идей, высказанных Благиным, пять были признаны изобретениями.

В это же время на аэродроме он поднимает в воздух экзотическую машину — «параболу», или «летающее крыло», конструктора Б. Черановского. А как ведущий летчик-испытатель туполевских машин отрабатывает взлеты тяжелого бомбардировщика ТБ-1 с пороховыми стартовыми ускорителями. Он много летал и не имел аварий.

Кто знает, чем бы еще прославился этот человек, не случись той майской авиакатастрофы. Хотя вряд ли бы он уцелел. Разве не знали соответствующие органы, что его отец — царский полковник. «Дело» на него постепенно собиралось, тем более что Благин был независим в суждениях и оценках и не любил «политической жвачки»… Уже этого было вполне достаточно для обвинения его во всех смертных грехах.

В 1992 году научный сотрудник Л. Кудрявцева опубликовала некое письмо летчика Благина, которое увидело свет в варшав-ской газете «Меч». Была гарантирована его подлинность. Кудрявцева пишет: «За несколько дней до происшествия по всей Москве упорно распространялись слухи, что Сталин намеревается занять место в «Максиме Горьком» в компании Молотова, Кагановича, Орджоникидзе и других высокопоставленных лиц…» Казалось, ситуация накануне полета Благина выглядит вполне правдоподобно, и злой умысел Благина, таким образом, получает логическое обоснование.

Вот выдержки из письма пилота:

«Братья и сестры! Вы живете в стране, зараженной коммунистической чумой, где господствует красный кровавый империализм. Именем ВКП(б) (Всероссийская коммунистическая партия большевиков) прикрываются бандиты, убийцы, бродяги, идиоты, сумасшедшие, кретины и дегенераты. И вы должны нести этот тяжелый крест. Никто из вас не должен забывать, что эта ВКП означает второе рабство.

Хорошо запомните имена этих узурпаторов, этих людей, которые взяли на себя труд восхвалять самих себя и которые называют себя мудрыми и любимыми народом. Никто из вас не должен забывать голод, который свирепствовал с 1921 по 1933 год, во время которого ели не только собак и кошек, но даже человеческое мясо.

Никогда не забывайте этого, братья и сестры! Не забывайте также и то, почему был убит бандит Киров! Вам прекрасно знакомы гримасы грабителей-узурпаторов Сталина, Кагановича, Димитрова и других коммунистов. Не забывайте о том, кто в случае войны должен быть убит в первую очередь!

Надо будет воевать, чтобы освободиться от цепей рабства, от тяжелой кабалы, от кровавого большевизма и сумасшедших коммунистов.

Никогда и нигде в мире не будет покоя до тех пор, пока коммунизм, эта бацилла в теле человечества, не будет уничтожена до последнего большевистского убийцы.

Братья и сестры! Завтра я поведу свою крылатую машину и протараню самолет, который носит имя негодяя Максима Горького!

Таким способом я убью десяток коммунистов-бездельников, «ударников» (коммунистических гвардейцев), как они любят себя называть.

Этот аэроплан, построенный на деньги, которые вас вынудили отдать, упадет на вас! Но поймите, братья и сестры, всякому терпению приходит конец!

Перед лицом смерти я заявляю, что все коммунисты и их прихвостни — вне закона! Я скоро умру, но вы вечно помните о мстителе Николае Благине, погибшем за русский народ!

Москва, 17 мая 1935 года.

Николай Благин, летчик».

Вдова Благина Клавдия Васильевна заявила, что о существовании столь странного воззвания, более похожего на письмо японского летчика-смертника «камикадзе», она слышит впервые. А сам стиль письма совершенно не свойственен Николаю Павловичу.

Действительно, анализ показывает, что в письме имеются явные несуразности, говорящие о том, что перед нами письмо-фальшивка, рассчитанное на сенсационность. Похоже, оно написано политическим эмигрантом-журналистом с целью использовать гибель советского флагмана авиации в политических целях.

Мы не знаем реакции Чкалова на трагедию, но можно представить, какой она могла быть. Известно только, что он первым позвонил в семью Николая Благина и сообщил страшную новость. Многие сослуживцы осудили Благина в печати, назвав летчика «бесшабашным лихачом». Чкалов этого делать не стал. Он, видимо, больно переживал гибель товарища и догадывался о том, что не по своей воле Благин начал крутить «мертвые петли».

За этим человеком в истории советской авиации навсегда осталось клеймо виновника трагедии.

Вячеслав ФЕДОРОВ.