05.12.2013

Объясним по пунктам

Раннее утро. Сельские улицы заполнены сонной тишиной. А на молокоприемный пункт уже начинают съезжаться сдатчики мо-лока.

Водителей молоковозов встречают приемщик Алексей Гаврюшкин и лаборант Галина Скоробогатова. Обязательная проверка качества, и вот уже продукция бежит из цистерны в танк-охладитель. Счетчик подсчитывает объем с точностью до литра.

Первым в очереди молоковоз из Лукояновского района, привезший две тонны молока. Но нередки здесь и фермеры, сдающие всего по 200 кг.

Открыли это предприятие в Шатковском районе отец и сын Бежаевы. Опыт у них немалый. Много лет содержали подобный пункт в Гагинском районе.

Начинали со сбора молока по деревням на небольшом молоковозе. Перебравшись в Шатковский, расширили производство, закупили оборудование и большие молоковозы. Многие поставщики — постоянные и давние партнеры.

— Среди наших основных партнеров, например, колхозы «Алемаевский», «Земледелец», «Власть Советов», фермер Лизунова, — перечисляет владелец фирмы и глава семьи Александр Бежаев.

В эти дни принимают молоко по 17‑18 рублей за литр. Сейчас объемы небольшие — около 20 тонн в сутки. Летом побольше — один только «Земледелец» по 3,5 тонны сдает.

Молоковозы уходят во Владимир на перерабатывающее предприятие неполными. Зато качество продукции хорошее.

— Большинство наших партнеров сдают молоко только высшего сорта, — рассказывает Галина Скоробогатова.

— Этот молокоприемный пункт для нашего района — уникальное предприятие, — поясняет главный зоотехник районного сельхозуправления Альбина Рогожкина. — Оно ведь у нас одно, молокозавода давно нет. Наличие пункта выгодно хозяйствам…

Выгодно это и мелким производителям. Большое расстояние между населенными пунктами делает заготовку молока от домохозяйств высокозатратной для переработчиков. Проблема увеличения объема собираемого сырья может быть решена в том числе и созданием сети пунктов приема молока в селах. Тут важно, чтобы сырье было пригодным для производства качественной продукции. К примеру, сразу после дойки молоко должно охлаждаться до температуры 4°С и храниться при этой температуре до прибытия на молочный завод. Если процесс охлаждения нарушается на каком-либо участке, это приводит к необратимым последствиям для продукта. Начинается интенсивный рост бактерий. Даже если позже молоко снова охладить, качественный продукт из него получить не удастся.

Зачастую фермер или владелец ЛПХ эти требования выполнить не в состоянии. И тут на помощь могли бы прийти молокоприемные пункты.

— Мы готовы работать и работаем с любыми сдатчиками, — говорит Алексей Бежаев, — будь то колхоз, фермер или бабушка, которая держит одну корову. Каждый день машину по селам пускаем, собираем молоко у частников, пусть даже по нескольку литров. Правда, на отдаленные поселения мы эту услугу пока распространить не можем — машина ходит только по нескольким селам Гагинского и Шатковского районов. Это в планах…

Планы расширения производства, сферы услуг и даже налаживания переработки у Бежаевых есть. Ведь летом, как ни крути, немало поступает кислого молока. Его не продать, заводы нехотя берут разве что по 3‑5 рублей за литр. Зато после переработки это был бы хороший, востребованный продукт — кефир, сыры, йогурты. Да и цена местной продукции, лишенной транспортных издержек, была бы для покупателя гораздо ниже.

Александр КУРИКОВ