Posted in Экономика
14.02.2013

Прощай, бизнес легальный!

В СМИ неоднократно проходила информация о том, что в проекте развития пенсионной системы РФ для самозанятого населения предлагается поэтапное приведение страхового взноса в соответствие с уровнем пенсионных выплат. Это касается индивидуальных предпринимателей, фермеров, адвокатов, нотариусов… Их прежний платеж в Пенсионный фонд рассчитывался, исходя из одного минимального размера оплаты труда, и составлял 14,3 тысячи рублей в год. С 2013 года было решено установить сумму платежа в размере 32479 рублей в год. Такую сумму теперь обязан платить и владелец нескольких магазинов, и женщина, торгующая ночными сорочками на арендованном ею единственном месте на вещевом рынке… Неисповедимы пути столичных стратегов в пореформенный период!

Перечислять в ПФР сумму, которая превышает прежнюю более чем в два раза, не захотели сотни индивидуальных предпринимателей, хотя очевидно, что в будущем, когда люди уйдут на пенсию, эти деньги к ним возвратятся. Но, видать, у нас предприниматели богаты не настолько, чтобы создать задел на будущее. Осенью прошлого года и в январе в Лысков-ской налоговой инспекции снялись с учета более 360 человек. В то же время встали на учет около 200, но факт есть факт: отряд «чепистов» в результате нововведений ПФР в районе зримо поредел.

«Неужели эти 360 человек стали безработными, потеряли социальные гарантии?» — спросят читатели. Судите сами. На лысковском рынке пустых рядов и даже мест не появилось. В центр занятости населения на учет по безработице частники, снявшиеся с учета в налоговой инспекции, не обращаются. По некоторым сведениям, часть из них, имея свидетельства о предпринимательской деятельности, имели еще и другую работу и стали довольствоваться ею, расставшись с собственным бизнесом. Не исключено, что кто-то из тех, кто торговал, трудоустроились в сетевых магазинах – там нередко бывают вакансии. (Да и не только в сетевых.) Увы, «покончить» с бизнесом пришлось иным пенсионерам – жалко, конечно, что они потеряли доходы, но у них есть пенсия по старости.

Исходя из всего этого, можно сказать, что лысковские представители малого бизнеса при появлении нововведений ПФР обошлись малой кровью. Но сокращение числа индивидуальных предпринимателей, несомненно, нанесет удар по экономике района. Ежу понятно, что уменьшится налогооблагаемая база: от тех, кто закрыл свое дело, не будет идти единый налог в районную казну.

По мнению начальника сектора развития предпринимательства и торговли районной администрации Нины Фоминой, после оттока индивидуальных предпринимателей возрастет число теневых бизнесменов. Далеко не все снявшиеся с учета бросят свое дело.

Мало того, нелегалы станут вводить в заблуждение потребителей. В случае каких-то конфликт-ных ситуаций обманутому потребителю очень трудно будет найти правду в Роспотребнадзоре, потому что на тех, кто предоставляет какие-то услуги или торгует, но при этом не является индивидуальным предпринимателем, не распространяется действие Закона о защите прав потребителей.

Еще о последствиях увеличения начислений в ПФР. Недавно Лысковский район победил в областном конкурсе по софинансированию муниципальных программ, касающихся поддержки и развития малого предпринимательства. В результате этого пятеро бизнесменов-лысковчан получили на развитие гранты по
250 тысяч рублей. Одно из главных условий этого конкурса – рост числа индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования. Но теперь не рост, а убыль!

Какую тактику будут искать власти на местах для увеличения доли малого бизнеса в экономике района, роста числа самозанятого населения при новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ?

Галина ТЮЛИНА.

Лысковский район.