Потерянное время
Сразу бы подключить спасателей
Если человек ушел в полдень из дома и не вернулся к ночи, значит, с ним стряслась беда. В этом были уверены родственники Федора Карпачева, который как сквозь землю провалился средь бела дня в родном селе Виткулове.
Случилось это в четверг 22 ноября. На следующий день дочери пропавшего обратились за помощью в местный отдел полиции. Было отчего паниковать: отец не молод — 82 года, да и память начала его подводить. К тому же одет был не по сезону — в легкой куртке, фуражке и калошах. И хотя на улице еще стояла плюсовая температура, долго в такой одежде не продержишься.
Федор Михайлович — человек в селе уважаемый: непьющий, нескандальный. Даже в таком преклонном возрасте все время копошился по хозяйству — все домашние дела были на нем: берег жену.
Поначалу родственники надеялись, что он найдется, тем более что ушел с собакой — верный пес никогда не расставался с хозяином.
Пять дней с рассвета до самых сумерек шли поиски по всей округе. Одна из сельских таксисток припомнила, что видела невысокого худощавого мужчину с дворняжкой близ села Сурулова. Помчались туда, вместе с местными мужиками прочесали всю местность, заглянули чуть ли не под каждый куст. До позднего вечера продолжали поиски, падая от усталости.
— Мы обошли все близлежащие деревни, везде расклеили объявления, обзвонили все больницы, — плачет дочь Федора Карпачева Евгения Романова. — Если бы сразу удалось подключить спасателей — нам в сосновской полиции обещали вызвать МЧС из Павлова, но мы так их и не дождались…
А между тем ударил мороз. Надежда сменилась отчаянием.
У полиции выходных не бывает
Заявление от родственников Федора Карпачева в отделе полиции по обслуживанию Сосновского района МО МВД России «Павловский», разумеется, приняли, провели опрос на месте, а затем наступили выходные…
— Сегодня суббота, никого в отделе нет — ни участковых, ни работников уголовного розыска, — ответил на мой звонок дежурный Олег Малкин. — Звоните в понедельник…
— Речь идет о человеческой жизни — теряется время, он может замерзнуть, — пыталась уговаривать я. — Вы сообщили о случившемся в МЧС?
— У нас нет своей МЧС, мы вызываем спасателей из Павлова.
Набираю номер телефона муниципального отдела МВД России «Павловский», в состав которого с недавних пор входит отдел полиции по обслуживанию Сосновского района. Там пообещали разобраться, заверив, что у павловской полиции не бывает выходных.
Впрочем, по словам начальника сосновской полиции Сергея Шубина, его подчиненные вовсе не бездействовали:
— Мы работаем круглосуточно — и уголовный розыск, и участковые, проводим проверки, ищем.
Я попыталась выяснить подробности, но на том конце провода послышались короткие гудки.
Зато в единой диспетчерской службе МЧС, которая существует в Павлове два года, четко ответили, как она действует, если поступает сигнал о пропаже человека.
— Мы связываемся с полицией и спасателями, и на место происшествия сразу выезжает отряд с поисковой собакой, — рассказывает диспетчер Марина Капустина.
По ее словам, заявки из Сосновского района о пропаже мужчины не поступало.
— Я звонила в МЧС, где подтвердили, что к ним никто не обращался, — уточнила она еще раз.
Надежда — на волонтеров
Родственники по-прежнему продолжали поиски. Искали в лесу, рискуя встретить кабана или волка.
Кто-то из знакомых дал им номер телефона нижегородского поискового отряда, там откликнулись сразу — в Сосновский район вылетел самолет. Однако резко сменилась погода, затруднив работу волонтеров.
— Я согласен, что сосновская полиция работала недостаточно эффективно, надо было сразу связаться с МЧС, — признал исполняющий обязанности начальника Павловского отдела полиции Сергей Семин. — Однако не могу согласиться с родственниками Карпачева, что ничего не делалось по его розыску. Поисково-разыскные работы проводятся, установлены свидетели, которые видели пропавшего, проверяются рейсовые автобусы, на которых он мог уехать, и местные больницы, где он мог находиться. Да, техническое оснащение у нас оставляет желать лучшего, но кинолога из Павлова должны были задействовать. Не привлекалась общественность. Недоработки были. Тем не менее сосновская полиция на хорошем счету, раскрываемость преступлений у них высокая, особенно краж.
У координатора нижегородского поисково-спасательного отряда Сергея Шухрина, который, не раздумывая, откликнулся на чужую беду, свое мнение.
— У полиции слабая техническая база — ни навигаторов, ни вертолетов, не хватает людей, не везде есть поисковые собаки, — констатирует он. — Мы не заменяем ни полицию, ни МЧС — многие операции они проводят профессионально, но поисками пропавших в природной среде людей лучше всего, как показывает практика, занимаются волонтеры.
Нижегородский поисково-спасательный отряд был создан в прошлом году и существует на собственные средства. На вопрос, зачем им это нужно, Сергей устало объясняет:
— Наши волонтеры в основном ведут поиск детей. В России каждые полчаса пропадает ребенок. Только в прошлом году пропало 17 с половиной тысяч детей, более тысячи так и найдено. Нам нужны волонтеры, имеющие профессиональные навыки. Что же касается поисков в Сосновском районе, нам помогал пилот Олег Буров на частном самолете. К сожалению, подвела погода — началась метель, и было принято решение не рисковать людьми.
Хорошо, что есть добровольцы, неравнодушные к чужой беде. Или мужики из Сурулова, сразу подключившиеся к поиску пропавшего земляка.
…Через две недели в овраге близ села Новинки, от которого до Виткулова около пяти километров, один из жителей случайно обнаружил труп замерзшего мужчины. Им оказался Федор Карпачев.
Светлана ГУНДОРОВА.
-
Сосновский район.{jcomments on}