31_2012_5-1
06.08.2012

Всё, что есть, — на стол

­ Александр Геннадьевич, многие инвесторы начали уходить из сельского хозяйства, когда грянул мировой кризис 2008 года. Какова ситуация сейчас?

­ С 2008 по 2010 год действительно наблюдалось снижение объемов инвестиций, причиной чему стал мировой финансово­экономический кризис. Кроме того, вложения в основной капитал АПК в большинстве регионов снизились после засухи 2009 2010 годов. Этот показатель по Приволжскому федеральному округу упал в 2010 году на 23 процента по сравнению с 2007 годом. Но в 2011 2012 годах наблюдается тенденция к восстановлению объема инвестиций. Это обусловлено формированием в стране нормативной базы, обеспечивающей защиту прав инвесторов, совершенствованием системы налогообложения и, конечно, государственной поддержкой отрасли. Поддержка выражается, скажем, в предоставлении госинвестиций со сроком погашения до пяти лет на определенных условиях.

Сегодня агропромышленный комплекс ПФО вновь является привлекательным для инвесторов. Об этом свидетельствует появление крупных проектов, в том числе с участием иностранного капитала. Наиболее значимые бизнес­проекты получают особую поддержку на уровне регионов. Например, в Башкирии формируется перечень приоритетных проектов республики, в Пензенской области таким проектам выдается патронажный сертификат губернатора.

По итогам 2011 года наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций в аграрный комплекс Приволжского округа приходится на Татарстан ­ 19,5 миллиарда рублей, то есть более 34 процентов. Неплохие показатели в Башкирии (4,5 млрд) и Нижегородской области (3,9 млрд). Последнее место занимает Чувашия, где вложения составили 700 миллионов рублей.

­ В регионах вновь увеличивается бюджетная составляющая в общем объеме инвестиций в АПК. Выходит, правы те, кто утверждает, что основным инвестором сельского хозяйства должно быть государство? Какая тенденция ожидается дальше?

­ Нынешняя инвестиционная политика в отрасли осуществляется на основе государственно­частного партнерства. Она предполагает привлечение собственных средств предприятий АПК, кредитных ресурсов и бюджетного финансирования. Доля государства может изменяться по годам, но сама система в будущем, думаю, сохранится, поскольку доказала жизнеспособность.

Необходимо признать, что в силу своих особенностей сельхозпроизводство даже в условиях стабильной экономики не может нормально функционировать без заемных средств. Другое дело, что существующий порядок субсидирования процентных ставок по займам неудобен для сельхозпроизводителей. Чтобы рассчитывать на государственные субсидии для приобретения техники, скота, удобрений, семян, они зачастую вынуждены вносить стопроцентную предоплату. То есть крестьянам приходится изымать средства из оборота, а потом месяцами ожидать субсидий. Наша задача – добиться возможности платить лишь разницу между субсидией и процентной ставкой.

­ Что еще необходимо сделать для повышения инвестиционной активности?

­ Мы предлагаем сократить количество разрешительных процедур, необходимых для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности. Неплохо было бы также разработать на федеральном уровне схему софинансирования для создания инженерной инфраструктуры по значимым инвестиционным проектам.

Надо выстраивать централизованную систему поддержки проектов по принципу «одного окна». В Нижегородской области существует неплохой опыт на этот счет. Уже не первый год успешно работает инвестиционный совет при губернаторе, который помогает инвесторам быстрее пройти разрешительные процедуры.

Сегодня неэффективно используется такой ресурс, как земля. Лишь у немногих сельхозпроизводителей она оформлена в собственность. Между тем банки готовы оформлять землю в качестве залога при кредитовании крестьян. Так что существует возможность заметно увеличить залоговую базу предприятий АПК. Для начала необходимо хотя бы снизить затраты на межевание.

­ Наверное, создать благоприятный инвестиционный климат невозможно без социального обустройства села. Удалось ли экспертному совету во время поездки в Удмуртию познакомиться с полезным опытом?

­ Республика идет тем же путем, что и Нижегородская область. Реализуются программы поддерж­ки молодых специалистов, строится жилье, спортивные сооружения. Пожалуй, основное отличие в том, что наряду с республиканской программой привлечения молодежи на село в каждом районе действуют свои программы. И закрепляемость выпускников Ижевской сельхозакадемии в сельской местности доходит до 80 процентов ­ один из самых высоких показателей в округе.

­ Что еще интересного увидели эксперты?

­ При том что Удмуртия не является лидером по инвестициям в округе, она поразила многих разноплановостью проектов. Большой интерес, например, представляет проект по внедрению технологии переработки льноволокна в катонин, который может быть использован для производства широкого спектра продукции: от строительных утеплителей до медицинской ваты, льняной целлюлозы, нити сухого прядения для текстильной промышленности. Также идет реализация крупнейшего не только в России, но и в Европе проекта «Создание регионального рыбоводного комплекса». Строятся комплекс по выращиванию индюшат, большая ферма для получения козьего молока…

А еще мы заметили, что в республике рука об руку работают на благо села парламент, правительство, ученые, бизнесмены.

­ Уже известно, что в августе Россия станет членом Всемирной торговой организации. Планирует ли экспертный совет обсудить ситуацию, которая может сложиться в аграрном комплексе страны в связи с присоединением к ВТО?

­ Заседание по этой теме мы намерены провести в сентябре. При интеграции в мировую экономику субсидирование сельского хозяйства становится лимитированным видом господдержки. Значит, в ближайшие шесть­семь лет помощь будет сокращаться. Поэтому надо выработать новые действенные механизмы стимулирования отечественного производителя.

Импортные продукты питания зачастую ниже по качеству, но дешевле. А именно цена пока является определяющим критерием для жителей России. Чтобы российским производителям выжить, надо, по крайней мере, не потерять в качестве продукции и заметно снизить издержки производства, чтобы предложить конкурентную цену. Следует сконцентрировать общие усилия на решении вопроса уменьшения себестоимости.

Требует проработки и проблема взаимодействия с торговыми сетями. В Белгороде, например, практикуется следующее. Когда в городе появляется новый торговый центр, его владелец должен открыть в нем так называемый фермерский стол, где представлена местная сельхозпродукция.

­ Как говорится, все, что есть, ­ на стол!

­ Можно и так сказать! Считаю, этот опыт может быть полезен и нашей области в плане развития программы «Покупай нижегородское».

­ Многие проблемы агропромышленного комплекса можно решить лишь на федеральном уровне, и туда поступают с мест предложения по улучшению ситуации. К ним прислушиваются?

­ Судя по опыту работы нашего экспертного совета, к мнению специалистов из регионов прислушиваются. Мы принимали участие в разработке проектов технических регламентов, связанных с биологической безопасностью сельхозпродукции. Программа «Рожь» нашла одобрение в комитете по агропродовольственной политике Совета Федерации. Она разработана под руководством члена экспертного совета, академика РАСХН Василия Алексеевича Сысуева.

Министерство сельского хозяйства России сейчас стало более оперативно реагировать на предложения регионов. Введен новый порядок субсидий на покупку сельхозтехники, когда из федерального бюджета компенсируется до 35 процентов затрат. Подобные предложения не раз поступали с мест. Министр сельского хозяйства Николай Васильевич Федоров предложил увеличить до 70 процентов долю средств федерального бюджета для обеспечения жильем молодых семей и специалистов. Это тоже чаяния областей и республик.

Думаю, тенденция к более тесному взаимодействию регионов и центра при решении важнейших вопросов АПК станет устойчивой.

Беседу вел

Александр СИНИЦЫН.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.