15_2012_17-1
Posted in Кругозор
16.04.2012

Куба далеко? Куба – рядом!4

Слава им

Этот отчаянный бросок молодых людей против хорошо обученных солдат казармы Монкада можно назвать революционным безумием.

Десятки метров простреливаемого пространства… Второй по численности военный гарнизон…

В разгар бушующего в городе карнавала они решились идти на смерть. Восемь смельчаков было убито сразу, 59 захваченных в плен умерли от ран и пыток.

Было это 26 июля 1953 года. Уже давно. Революции нужны были герои и жертвы, и она их получила… Слава им, они разбудили остров. До победы революции было еще далеко, но она уже начиналась.

Слово с дороги

Летим из Гаваны в Сантьяго­де­Куба.

Самолет Як­42 Д. При взлете салон стал заполняться белым туманом. Все притихли. Иностранцы заерзали в креслах, тревожно переглядываясь. Мы сидели невозмутимо, будто всю жизнь только и летали на этом самолете. А и вправду ничего страшного: белый туман поднялся до кресел и начал исчезать. И при посадке никто о нем уже не вспоминал.

Сантьяго нас встретил жаром и слоганом на всю площадь: «Восставший вчера, гостеприимный сегодня, героический всегда».

Это единственный на Кубе город­герой.

Душа острова

Хотите увидеть слезы на глазах кубинца? Нет ничего проще. Закажите у уличных певцов «Гуантанамеру».

Я только житель

безвестный

Страны, где высятся

пальмы…

Под эту песню у кубинцев влажнеют глаза с 1928 года, когда композитор Хосенто Фернандес положил на музыку стихи Хосе Марти. Не сделай Хосе Марти больше ничего в жизни, он одной этой песней обессмертил бы свое имя. Но он был еще и революционером.

Прилетевших в Сантьяго в первую очередь ведут… на кладбище к его мемориалу. Слова Марти «Победить или погибнуть» стали лозунгом последней революции – «Патриа о муэрте» ­ «Родина или смерть».

Каждые полчаса у надгробия, накрытого флагом Кубы, сменяются часовые. Больше в такой жаре не выстоишь.

Хосе Марти ­ душа острова. Испанец по национальности, он рос на Кубе и боролся с… испанцами за свободу острова.

Парадокс, но он не оставил никакой политической программы, кроме идеи равенства всех рас и независимости от Испании и Соединенных Штатов Америки. Политологи говорят, что он не ужился бы с режимом Кастро, но и не потерпел бы вмешательства США во внутреннюю политику Кубы.

Рядом с мемориалом Хосе Марти покоятся жертвы неудачного штурма казармы Монкада. Их могилы огорожены забором – идет реконструкция «революционного» участка кладбища. Хотя слухи ходят совсем другие: будто бы Фидель Кастро завещал похоронить себя в городе­герое, рядом со своими соратниками по борьбе, и сейчас втайне готовят ему место.

А мы уже больше не расстаемся с «Гуантанамеро». Далекий для нас Хосе Марти всего­то рассказал свою историю тоски по девушке из небольшого городка Гуантанамо.

Пропеть хотел бы я песню

Души простой

и печальной.

Вот и пойми этих революционеров.

Воздух Сантьяго

На Кубе кажется, что сам воздух пропитан свободой. История острова сплетена из революционных парадоксов. Борцу за свободу Хосе Марти мемориал сооружают по приказу диктатора Батисты. Центральный сквер в Сантьяго носит имя Карлоса Мануэля де Сеспедеса – крупного плантатора, а по­нашему «мироеда­угнетателя». Испанец, надышавшись кубинским воздухом, взбунтовался против… самого себя. Освободил рабов. Возглавил восстание. Пошел войной на своих собратьев­испанцев. За что они его и казнили.

Посмертно Сеспедес стал «отцом нации», и перед его памятником ежедневно поет и пляшет вечерний Сантьяго. Здесь на нас и обрушился ливень, смывший с цветущих деревьев розовые лепестки. К стокам устремились цветные потоки воды. Сидевший на скамейке старик даже не дрогнул, только, спасая газету, которую читал, сел на нее. Ребятня тут же бросилась шлепать по теплым лужам. Кажется, что засветился белым жемчугом промытый мрамор памятника «отца нации». С последними каплями дождя из­под навесов поспешили уличные музыканты, и праздник продолжился.

Следующую порцию короткого ливня мы пережидали под знаменитым балконом, с которого в далеком 1959 году Фидель Кастро сказал: «Ну вот наконец мы пришли в Сантьяго».

Кубинскую революцию мы восприняли как свою и все время подчеркивали, что это мы подали пример кубинцам. Как оказалось, нам морочили мозги тогдашние политологи. У Кубы был свой путь в революцию, отличный от марксизма­ленинизма.

Хосе Марти предупреждал: «В социалистической идеологии есть две главные опасности. Одна проистекает из путаного и неполного прочтения иностранных текстов, а другая ­ из высокомерия и скрытой ярости тех, кто изображает неистовых защитников беспомощными, чтобы возвыситься за их счет».

Уже сегодняшние политологи, изучив ранние речи Фиделя Кастро, не нашли в них никаких ссылок на высказывания европейских вождей мирового пролетариата. Близость их собственных идей идеям социализма была для них самих откровением. Это уже потом мы «подковали» Фиделя. Но учеником он оказался думающим и не пошел за нами, следуя идеям перестройки и гласности. Он считал, что путь этот приведет к расслоению общества на богатых и бедных, что в его понятии было совершенно недопустимо. Рассыпался коммунистический режим, казавшийся вечным и незыблемым, поплатились строем государства, возводившие социализм. Может быть, действительно, те книги, по которым мы учились жить, неправильно перевели. А на Кубе этих книг не читали. Так кто же кого учил? Мы, конечно, и Куба снисходительно слушала нас и закладывала свой фундамент своей истории.

Согласно существующему мифу, Куба – это государство, которое держит в заложниках 11 миллионов своих граждан. Чушь! На острове политическая элита стала заложником своего народа и делает все для того, чтобы он был свободным и независимым. И вновь парадокс: политологи говорят, что кубинский социализм не имеет аналогов в мире, и предупреждают, что когда едешь на Кубу, то надо забыть о политических стандартах.

Вдохнем лучше пахнущий морем вечерний воздух Сантьяго. Главный город революции, уходя в ночь, продолжает веселиться.

Серьезный разговор получился на этот раз. Но каков город ­ таков и сказ о нем.

Храпите на здоровье

Загадочная «сиеста» для нас стала почти реальностью два года назад, когда все лето немилосердно жарило солнце и все вокруг было окутано дымом. После полудня работать было невозможно, и мы всерьез подумывали о послеобеденном отдыхе. Тогда и всплыло это слово «сиеста».

Для кубинцев – это распорядок дня. После полудня Сантьяго словно вымер. В магазинчиках с нами простились до пяти часов вечера. По узким улочкам города перестали носиться мотоциклисты. Смолкла даже музыка в скверах. На первых этажах многих домов в окнах нет стекол, их заменяют жалюзи. Они не приглушали раздававшийся храп отдыхающих горожан. Поверьте, было очень завидно.

Сиеста – в переводе с испанского «шестой час». Еще римляне вели отсчет времени с наступлением рассвета. Шестой час приходился как раз на полдник. Часок сна ­ и вы как заново родились.

Ярыми последователями сиесты были Альберт Эйнштейн и Уинстон Черчилль.

Докторами определено, что дневной сон снижает смертность от сердечно­сосудистых болезней, особенно среди молодых мужчин.

Сиеста стала спортом. Когда мы два года назад задыхались под палящим солнцем, в Испании прошел I Национальный чемпионат по сиесте. Девять дней 360 человек оспаривали главный приз – тысячу евро. Учитывалась быстрота засыпания (по пульсометру) в условиях шумного многолюдного места, оригинальность позы, наличие и громкость храпа. Победил шестидесятидвухлетний выходец из Эквадора. Если вам интересно, то вот его «спортивные» показатели: засыпание почти мгновенное, продолжительность сна 17 минут из 20 отводившихся, уровень громкости храпа достигал 70 децибел.

Как ни странно, но сиеста роднит нас с кубинцами. Правда, мы ее обозвали «мертвым часом» или того хуже ­ «обломовщиной».

В старой книге вычитал: «Отдых после обеда есть самое древнее обыкновение».

Вот ведь как мы все забыли. Надо было побывать на Кубе, чтобы вспомнить о своих «древних обыкновениях».