44_2011_19-1
Posted in дети
31.10.2011

Не теряйте времени на «железо»

«Софт» всему голова
Когда мы получили приглашение на I городской открытый фестиваль роботов, то даже сомнений не было, идти или не идти. Конечно же, идти! Учась в школе, мы были свидетелями зарождения этих механических человечков. Другими мы роботов и не представляли – только человекоподобными существами. Таких же рисовали художники. И даже в фантастических фильмах роботы были похожи на людей.
Да и сами мы пробовали создавать подобные существа, начиняя своих человечков-роботов, собранных из фанеры и консервных банок, электромоторчиками, которые приводили в движение конечности механической игрушки. Да если ко всему этому добавить мигающие электрические лампочки, то на любой выставке без наград не оставались. Роботов тогда любили все!
Что же сейчас? Над чем ныне работает пытливый мальчишеский ум? Далеко ли сегодняшние юные конструкторы ушли от нас, первых роботостроителей? Ответы на эти вопросы мы и желали получить на фестивале роботов.
Признаемся, поначалу разочаровались. Оказалось, что уже давно существуют конструкторы, с помощью которых можно собрать любого робота. Представляете конструктор «Лего»? Компьютерный – нечто подобное. Из деталек можно собрать и человечка, и машинку, и чудище бесподобное. Но мальчишек это не смущало.
Когда нам сказали, что «железо» – это не главное, главное – «софт», мы, откровенно сказать, впали в кому и уже боялись не только показать свое взрослое превосходство, но и спросить о чем-либо. Так и ходили, молча наблюдая за происходящим.
Постепенно мы поняли, что роботостроители из нас были аховые. Мы гнались за «железом», заботясь в первую очередь о том, как будет выглядеть наш механический человечек, до его мозгов нам и дела не было. Так вот сегодня мозги робота, этот «софт» – программное обеспечение, для конструкторов самое главное. И не надо терять времени на какое-то «железо».
Музыка нас сдружила
О, наконец-то нашли нечто знакомое. Гитара! В юности мы делали электрические гитары, снабжая ими школьные вокально-инструментальные группы. Но при чем тут роботы и гитара? Осторожненько подходим к конструктору из Дворца творчества имени Чкалова Никите Прокопенко, который эту гитару демонстрирует. Спрашиваем, каков принцип ее работы.
– Очень простой! – отвечает.
Это все, что мы поняли из его объяснения. Потом, переварив в стороночке его рассказ, смекнули, что гитара действительно роботизирована.
Посмотрите на ее гриф. Он заканчивается сенсорными датчиками. А чуть ниже по грифу – движущаяся перегородка. От сенсорных датчиков на нее падает луч света. Отражаясь от перегородки, он возвращается к датчикам и преобразуется в мелодию. Все это работа левой рукой. А правая рука, которая должна ударять по струнам, тем временем жмет на программный блок, где записано звучание нот. Но это хорошо, если ты ноты знаешь, нет – тоже хорошо, их можно заменить картинками.
– Любую мелодию можно подобрать на слух. Гитара может ее записать, вы прослушаете и исправите свои ошибки. Можно настроить гитару так, что она поможет вам сочинить мелодию. Даже предложит свои варианты. С гитарой можно вести творческий диалог…
– Скажешь, Никита, что еще и поговорить с ней можно…
– А почему бы и нет? Смотря какой «софт» поставить.
Раз уж начали разговор о музыке, так и продолжим. Самый юный участник ярмарки шестилетний Тимофей Колотов продемонстрировал свой музыкальный инструмент. Мальчуган занимается в кружке робототехники при институте информационных технологий. Конечно, кто бы его туда маленького принял? Попал он туда по знакомству с… папой. Он у него там преподавателем работает.
То, что показал Тимофей, мы своим понятием осилили сразу. Вот видите, на вертикальной оси крутится платформа-робот с датчиками. Исходящий из платформы лучик света чиркает по всему, что лежит внизу, а отражение луча возвращается на датчики. Разложил Тимофей кубики, робот сыграл одну мелодию, «под карандаши» вышла другая, смешал Тимофей кубики с карандашами… Правильно, получилась третья мелодия. Можно музыку и из спичек добыть… И из… А тут уж на что фантазии и музыкального слуха хватит.
Молодец, Тимофей, вселил ты в нас уверенность. Теперь мы поняли, что наша остановка в робототехнике – это шестилетний возраст сегодняшнего мальчугана.
Но это все были хоть и сложные, но игрушки. А что же дальше?
Куда продвинутся продвинутые
И, как пример для юных конструкторов, работы студентов Нижегородского радиотехнического колледжа.
Отвлечемся немного. Представьте себе, что один из выпускников колледжа написал своим преподавателям благодарственное письмо:
«…А еще мне хочется поблагодарить за знания, которые дал нам преподаватель Роберт Иванович. Честно сказать, вначале мы его не воспринимали. Но постепенно он заставил уважать себя. Прежде всего высокой эрудицией. На любой вопрос он мог дать обстоятельный ответ. А как вел лекции – заслушаешься. Ничего лишнего, все по делу. Он научил нас логически мыслить. Мы пробовали шуметь на его занятиях, но он нас спокойно предупреждал: «Уровень шума достиг критической отметки». И все, мы замолкали. Перед каждым занятием он проводил разминочную гимнастику. Нам было стыдно за свою неуклюжесть, и благодаря ему многие стали заниматься в спортивных секциях. А как Роберт Иванович танцевал на вечерах! Мы стояли и любовались его пластикой. Наша мечта была иметь такую же мускулатуру, как у него. По крайней мере, мы старались. Я с благодарностью вспоминаю годы учебы в нашем колледже и надеюсь, что Роберт Иванович если и подызносился, то занял место в музее колледжа».
Конечно, это письмо мы придумали, но оно могло быть в реальности, как есть Роберт Иванович. Роберта Ивановича мы, правда, тоже придумали, но есть Мария Ивановна. Так зовут этого мускулистого робота, которого сейчас студенты напихивают знаниями, всерьез превращая его в преподавателя. А что, у них получится, как получилось многое другое.
Знаете, что они придумали? Робота для МЧС, который умеет искать под завалами людей. Он реагирует на электронные часы и мобильные телефоны. А еще они предложили обезопасить железнодорожные пути, где ходят скоростные поезда. Сигнал предупреждения от того же «Сапсана» может поступать на мобильный телефон.
Теперь понятно, куда могут продвинуться продвинутые? И нет предела этому продвижению, как нет предела совершенствованию роботов.
И видя нашу полную растерянность, нас успокоили, сказав, что лет через двадцать все, что мы видели сегодня, тоже может оказаться каменным веком.
Роботы – они такие, они уже давно ведут за собой. Главное, не терять времени на «железо».
Вспомнили детство Вячеслав ФЕДОРОВ
и Анатолий ЧЕПЕЛА (фото).
Н. Новгород.