Posted in Семья
21.09.2017

Серп еще в деле

— Ведро есть? — огорошил директор водителя выезжающего с поля грузовика.И тут же объяснил:- В низине зерно просыпал кто-то. Надо бы подобрать. Нехорошо.Уважение к хлебу у Сергея Кочкурова в крови. Еще мальчишкой уяснил, как тяжело он дается. Эта уборочная для руководителя агрофирмы «Земля сеченовская» 34-я. Каждая — с особинкой. Не зря говорят: год на год не приходится. Один испытывает дождями, другой — палящим солнцем, третий — безденежьем. Какие бы трудности ни вставали на пути, решать их приходится руководителю. Случалось, настолько утомляла борьба с ветряными мельницами, что впору руки опустить. Да куда там! За ним люди. Съездит в поле, полное колосьев, что клонят головы к земле от тяжести. И отпускает: ничего, справимся.

Урок впрок

­ Учителя хорошие были, ­ рассказывает о своем профессиональном становлении Сергей Николаевич.

Первый в списке ­ отец, Николай Никитич. Руководил тракторной бригадой, часто брал старшего сына с собой в поле: и на сев, и на уборку.

­ Тогда еще комбайны были с брезентовым козырьком, ­ рассказывает Сергей Кочкуров. ­ Помню, машина по полю прошла, основную массу сжала, а полоска колосьев осталась. Спрыгнул с комбайна, серпом срезал пшеницу…

Современную технику с той, что работала на полях в 70­е годы прошлого века, не сравнить. Но и сейчас бывает необходимость взяться за серп.

­ У нас помощниками комбайнеров последние 11 лет работают студенты Нижегородской сель­хозакадемии, ­ говорит руководитель агрофирмы. ­ Обязанности у них такие: подготовить технику к выходу в поле, заправить, при необходимости подменить комбайнера на жатве, если случится поломка, ­ помочь ее устранить. А еще требую от ребят, чтобы они, если вдруг останется не сжатой полоса колосьев, срезали ее серпом. Инструмент купил. Но мало кто распоряжение выполняет.

Сергей Кочкуров старается стать для студентов учителем, каким для него когда­то был легендарный председатель Владимир Павлович Карагулин. Он возглавлял колхоз имени Калинина с центральной усадьбой в селе Васильевка. Теперь на этих полях работает «Земля сеченовская».

­ Небольшого роста, щупленький, но его побаивались, ­ вспоминает Сергей Николаевич. ­ Зато уважали. При нём хозяйство огромный рывок вперед сделало. При Карагулине в Васильевке велось масштабное строительство. За несколько лет село превратилось в город: появились школа, больница, магазины, Дом культуры. Обновилась и производственная база. Стараемся всё это поддерживать в порядке. И то не всегда сил хватает.

По инициативе Сергея Кочкурова на здании бывшей колхозной конторы установили мемориальную доску в память о легендарном председателе. На торжественную церемонию по поводу ее открытия пригласили сыновей Карагулина. Пусть видят, что дело отца живет.

Наследник легенды

­ Тамар, а что у тебя лампочки­то не светят? ­ вопрос, адресованный директору сельского Дома культуры Тамаре Корчагиной, поставил в тупик.

­ Так перегорают, Сергей Николаевич, ­ нашлась она. ­ Только вкрутим, два дня поработают, и всё.

­ Дам денег на энергосберегающие, замени.

В Дом культуры заглянули на минутку. Сергей Кочкуров предложил показать, насколько он хорош. Не Дом ­ Дворец. Строил его Карагулин, а Кочкуров поддерживает. Года два назад агрофирма выделяла средства на ремонт фасада. Следующим летом планируют обновить внутренние помещения.

Нынешний руководитель сельхозпредприятия считает себя в какой­то степени наследником Владимира Павловича. Сергею Кочкурову тоже довелось управлять колхозом имени Калинина. К руководству Сеченовского района обратились труженики хозяйства с просьбой: вернуть Кочкурова. Когда­то он работал здесь зоотехником, в 27 лет возглавил самый крупный колхоз в районе ­ «Талызинский». К людям прислушались, Кочкурова вернули. Дела в хозяйстве пошли в гору: выросли производственные показатели, развернулось строительство… Но всего полтора года Сергей Николаевич проработал председателем колхоза в Васильевке. Назначили начальником управления сельского хозяйства. Люди не пускали, да делать нечего…

­ Когда вернулся сюда в 2002 году, поля вокруг Васильевки заросли бурьяном, ­ вспоминает руководитель хозяйства. ­ Примерно такая же картина наблюдалась и в самом селе: школа, детсад, ФАП, тот же Дом культуры требовали ремонта, люди были без работы.

У Кочкурова принцип: можешь помочь ­ помоги. Приходит директор школы, просит денег на краску, канцтовары ­ не отказывает. А как иначе? Здесь учатся дети работников хозяйства. Обратилась руководитель Дома культуры с просьбой оказать спонсорскую помощь на проведение мероприятий ­ пожалуйста. На праздники всё село собирается.

­ Раньше как было: есть колхоз ­ вокруг него жизнь бурлит, ­ говорит Сергей Николаевич. ­ Нет, так людям и обратиться некуда.

Увы, не каждый руководитель придерживается принципа ответственности не только за предприятие, но и за всю территорию.

­ Вспашут, посеют, уберут ­ и всё, остальное никого не касается, ­ рассуждает Сергей Николаевич. ­ Никого не осуждаю, бизнес есть бизнес. Но меня по­другому учили.

Восполнить дефицит

«Земля сеченовская» является отделением прицефабрики «Сеймовская». Несколько лет назад хозяйство, ведомое Сергеем Кочкуровым, стало обрабатывать еще и поля предприятия, расположенного в райцентре. Оно практически разорилось. Хлебоприемный пункт в Мурзино вообще был признан банкротом. И его под свое крыло взяла «Земля сеченовская».

­ Год, считаю, в целом складывается неплохо, ­ говорит Сергей Николаевич. ­ Сначала погода попугала. Чуть не до конца июня дожди и холод. А потом смилостивилась.

Озимая пшеница дала урожайность в 38 центнеров с гектара. Яровая ­ чуть больше 30. Показатели хорошие, но…

­ Из года в год должны получать не меньше 35 центнеров с гектара, ­ считает руководитель агрофирмы. ­ Только тогда сможем свести концы с концами.

В этом году решить задачу удалось. Следующей посевной Сергей Кочкуров ожидает с тревогой. Минеральных удобрений весной внесли по минимуму, за последние три года химикаты в цене чуть не в два раза выросли. Урожай благодаря дождям получили ­ растения с влагой питательные вещества из глубины почвы вытянули. Удастся ли восполнить дефицит фосфора и калия весной? Как знать…

­ Хорошо хоть цену на зерно птицефабрика установила приличную, ­ говорит Сергей Кочкуров. ­ За горох тоже неплохую.

В хозяйстве были, когда до финиша уборочной оставались считаные дни. В начале сентября погода вновь погрозила дождями, в «Земле сеченовской» предупреждению вняли, работают без раскачки. Даже на время обеда, его доставляют прямо в поле, машины не глушат.

­ Сегодня в меню гуляш с картошкой, салат, чай, ­ говорит Алёна Вдовина, помощник повара.

Каждому комбайнеру в миску накладывает щедрую порцию. Обед в 11.30. В 17.00 ­ ужин.

­ Вкусно, ­ дает оценку мастерству поваров один из работников. ­ Молодцы, девчонки.

Директор хозяйства нередко сам снимает пробу. За общим столом и разговоры становятся теплее и доверительнее. Сергей Николаевич прислушивается, отмечает, что волнует людей, запоминает их пожелания. Пусть не все, он же не волшебник, но часть постарается воплотить в жизнь. Принцип есть принцип: можешь ­ сделай.

Юлия МИНДАЛЁВА.

 

Сеченовский район.

 

 

Урок впрок
— Учителя хорошие были, — рассказывает о своем профессиональном становлении Сергей Николаевич.
Первый в списке — отец, Николай Никитич. Руководил тракторной бригадой, часто брал старшего сына с собой в поле: и на сев, и на уборку.
— Тогда еще комбайны были с брезентовым козырьком, — рассказывает Сергей Кочкуров. — Помню, машина по полю прошла, основную массу сжала, а полоска колосьев осталась. Спрыгнул с комбайна, серпом срезал пшеницу…
Современную технику с той, что работала на полях в 70-е годы прошлого века, не сравнить. Но и сейчас бывает необходимость взяться за серп. 
— У нас помощниками комбайнеров последние 11 лет работают студенты Нижегородской сель­хозакадемии, — говорит руководитель агрофирмы. — Обязанности у них такие: подготовить технику к выходу в поле, заправить, при необходимости подменить комбайнера на жатве, если случится поломка, — помочь ее устранить. А еще требую от ребят, чтобы они, если вдруг останется не сжатой полоса колосьев, срезали ее серпом. Инструмент купил. Но мало кто распоряжение выполняет.
Сергей Кочкуров старается стать для студентов учителем, каким для него когда-то был легендарный председатель Владимир Павлович Карагулин. Он возглавлял колхоз имени Калинина с центральной усадьбой в селе Васильевка. Теперь на этих полях работает «Земля сеченовская».
— Небольшого роста, щупленький, но его побаивались, — вспоминает Сергей Николаевич. — Зато уважали. При нём хозяйство огромный рывок вперед сделало. При Карагулине в Васильевке велось масштабное строительство. За несколько лет село превратилось в город: появились школа, больница, магазины, Дом культуры. Обновилась и производственная база. Стараемся всё это поддерживать в порядке. И то не всегда сил хватает.
По инициативе Сергея Кочкурова на здании бывшей колхозной конторы установили мемориальную доску в память о легендарном председателе. На торжественную церемонию по поводу ее открытия пригласили сыновей Карагулина. Пусть видят, что дело отца живет.
Наследник легенды
— Тамар, а что у тебя лампочки-то не светят? — вопрос, адресованный директору сельского Дома культуры Тамаре Корчагиной, поставил в тупик.
— Так перегорают, Сергей Николаевич, — нашлась она. — Только вкрутим, два дня поработают, и всё.
— Дам денег на энергосберегающие, замени.
В Дом культуры заглянули на минутку. Сергей Кочкуров предложил показать, насколько он хорош. Не Дом — Дворец. Строил его Карагулин, а Кочкуров поддерживает. Года два назад агрофирма выделяла средства на ремонт фасада. Следующим летом планируют обновить внутренние помещения.
Нынешний руководитель сельхозпредприятия считает себя в какой-то степени наследником Владимира Павловича. Сергею Кочкурову тоже довелось управлять колхозом имени Калинина. К руководству Сеченовского района обратились труженики хозяйства с просьбой: вернуть Кочкурова. Когда-то он работал здесь зоотехником, в 27 лет возглавил самый крупный колхоз в районе — «Талызинский». К людям прислушались, Кочкурова вернули. Дела в хозяйстве пошли в гору: выросли производственные показатели, развернулось строительство… Но всего полтора года Сергей Николаевич проработал председателем колхоза в Васильевке. Назначили начальником управления сельского хозяйства. Люди не пускали, да делать нечего…
— Когда вернулся сюда в 2002 году, поля вокруг Васильевки заросли бурьяном, — вспоминает руководитель хозяйства. — Примерно такая же картина наблюдалась и в самом селе: школа, детсад, ФАП, тот же Дом культуры требовали ремонта, люди были без работы. 
У Кочкурова принцип: можешь помочь — помоги. Приходит директор школы, просит денег на краску, канцтовары — не отказывает. А как иначе? Здесь учатся дети работников хозяйства. Обратилась руководитель Дома культуры с просьбой оказать спонсорскую помощь на проведение мероприятий — пожалуйста. На праздники всё село собирается.
— Раньше как было: есть колхоз — вокруг него жизнь бурлит, — говорит Сергей Николаевич. — Нет, так людям и обратиться некуда.
Увы, не каждый руководитель придерживается принципа ответственности не только за предприятие, но и за всю территорию. 
— Вспашут, посеют, уберут — и всё, остальное никого не касается, — рассуждает Сергей Николаевич. — Никого не осуждаю, бизнес есть бизнес. Но меня по-другому учили.
Восполнить дефицит
«Земля сеченовская» является отделением прицефабрики «Сеймовская». Несколько лет назад хозяйство, ведомое Сергеем Кочкуровым, стало обрабатывать еще и поля предприятия, расположенного в райцентре. Оно практически разорилось. Хлебоприемный пункт в Мурзино вообще был признан банкротом. И его под свое крыло взяла «Земля сеченовская».
— Год, считаю, в целом складывается неплохо, — говорит Сергей Николаевич. — Сначала погода попугала. Чуть не до конца июня дожди и холод. А потом смилостивилась.
Озимая пшеница дала урожайность в 38 центнеров с гектара. Яровая — чуть больше 30. Показатели хорошие, но…
— Из года в год должны получать не меньше 35 центнеров с гектара, — считает руководитель агрофирмы. — Только тогда сможем свести концы с концами.
В этом году решить задачу удалось. Следующей посевной Сергей Кочкуров ожидает с тревогой. Минеральных удобрений весной внесли по минимуму, за последние три года химикаты в цене чуть не в два раза выросли. Урожай благодаря дождям получили — растения с влагой питательные вещества из глубины почвы вытянули. Удастся ли восполнить дефицит фосфора и калия весной? Как знать…
— Хорошо хоть цену на зерно птицефабрика установила приличную, — говорит Сергей Кочкуров. — За горох тоже неплохую. 
В хозяйстве были, когда до финиша уборочной оставались считаные дни. В начале сентября погода вновь погрозила дождями, в «Земле сеченовской» предупреждению вняли, работают без раскачки. Даже на время обеда, его доставляют прямо в поле, машины не глушат.
— Сегодня в меню гуляш с картошкой, салат, чай, — говорит Алёна Вдовина, помощник повара.
Каждому комбайнеру в миску накладывает щедрую порцию. Обед в 11.30. В 17.00 — ужин.
— Вкусно, — дает оценку мастерству поваров один из работников. — Молодцы, девчонки.
Директор хозяйства нередко сам снимает пробу. За общим столом и разговоры становятся теплее и доверительнее. Сергей Николаевич прислушивается, отмечает, что волнует людей, запоминает их пожелания. Пусть не все, он же не волшебник, но часть постарается воплотить в жизнь. Принцип есть принцип: можешь — сделай.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.
Сеченовский район.