Posted in Семья
15.06.2017

В испытаниях крепнет дух

Будто сама судьба испытывает веру людскую на прочность. Сколько раз угроза надвигалась на храм Живоначальной Троицы в селе Шершове, да не дали прихожане ни закрыть его, ни разрушить. Плечом к плечу переживали лихие времена, укрепляясь духом. Может, потому больше 200 лет простояла церковь, поддерживая людей в их горестях и радостях, вселяя надежду.

В плотном кольце

Здесь будет храм. Так повелела в 1801 году местная барыня. Имя ее в веках не сохранилось, только прозвание — Вазьяниха. Нарекли так местные жители ее потому, что имение стояло на пригорке Вазьяна. Новую церковь решили строить взамен прежней, деревянной. Половину денег дала барыня, остальное собрали прихожане.

Строили из кирпича. Делали его тут же, в селе. Установили печи для обжига, глину на производство местную пустили.

Рос храм не спеша, только на исходе шестого года увенчали его купола. Затем внутренним убранством занялись. В 1813 году на Троицу храм освятили.

Первое большое испытание на долю его выпало в 30-х годах прошлого века. Тогда по стране прокатилась волна безверия, разрушая на своем пути церкви, сшибая колокола, сжигая святые образа… Не минула она и Шершово. Приехали большевики к храму, хотели разграбить его да замок навесить, но люди не дали. Обступили плотным кольцом, кто с вилами, кто с дубинками… Не дали представителям новой власти учинить темное дело.

Один раз отстояли, а потом что? Отправилась помощница церковного старосты Анна Кулагина пешком в Москву на прием к всероссийскому старосте Михаилу Ивановичу Калинину. Уж какими правдами и неправдами прорвалась она на личную встречу, теперь неведомо. Только разговор состоялся, женщина объяснила, что нельзя закрывать храм в Шершове. И его не закрыли.

Но бунт местных жителей власти без внимания не оставили. Перенесли центральную усадьбу колхоза из Шершова в соседнюю деревню Ковалево, справедливо рассудив, что без производства селу придется туго. Так оно и случилось. Крупное Шершово, насчитывавшее в ту пору 450 дворов, постепенно стало мельчать, люди подались в города и районные центры в поисках лучшей доли…

Сердце подсказало

А в 1999 году в село перебралась семья Пономаревых. Раньше жили в Литве. Глава семьи, Владимир, работал на атомной станции. Получил производственную травму, его признали профнепригодным. Решили возвращаться к родным, в Россию.

Первой остановкой стал Нижний Новгород, там у жены родители жили. Поселились все в одной квартире. Туго приходилось и в моральном плане, и в материальном. Посовещались на семейном совете и решили обосноваться в сельской местности.

— В Шершове до этого никогда не бывали, — вспоминает настоятель местного храма священник Владимир Пономарев. — Но такая благодать снизошла, так спокойно, хорошо на душе стало, что все сомнения рассыпались.

И работа нашлась. Устроился в школу, занял должность заместителя директора по воспитательной работе. И все больше стал вникать в дела храма. Сначала просто помогал. Потом за усердие и неравнодушие в решении насущных дел назначили старостой.

— Забот оказалось так много, что из школы пришлось уйти, — вспоминает отец Владимир. — Не получалось совмещать обязанности.

Но только церковными делами не ограничился. Взялся за решение проблем села. Отремонтировали дороги в Шершове, а затем, невиданное дело, провели газ. Пробивать проект пришлось долго. Владимир Пономарев, не жалея сил и времени, обивал пороги кабинетов, доказывал, что селу голубое топливо жизненно необходимо. И деньги нашлись. Проложили трубопровод, подвели газ чуть не к каждому дому, но до церкви благо не добралось. Средств не хватило.

— Поставили печку-буржуйку, — обращает наше внимание на чуждый внутреннему убранству храма объект отец Владимир. — Ею и отапливаем зимний придел.

Под охраной

Еще об испытаниях. Внутреннее убранство храма в Шершове сохранилось практически в первоначальном виде. Иконам в основном за 200 лет, только некоторым сто, их подарили на вековой юбилей церкви.

Иконостас выполнен в византийском стиле. Святые образа одеты в кружевные ризы, позолоченные, украшенные драгоценными камнями.

Ценность реликвий — не духовная, материальная — не раз толкала лихих людей на воровство. В последний раз храм подвергся нападению в 2006 году. К делу готовились заранее: отключили свет, вырезали решетки, вынесли несколько икон… До сих пор в розыске только одна — Георгия Победоносца. Другую нашли на берегу пруда. Отец Владимир предполагает, что воры просто не смогли ее унести — жгла руки, поэтому и бросили у воды.

Тогда храм грозились закрыть, мол, не способны обеспечить сохранность ценностей, значит, ходите в другую церковь. Но Владимир Пономарев, тогда еще староста, не дал. Что же это, большевикам закрыть не дали, а сейчас смолчим… Прислушались к нему в Нижегородской митрополии и выделили деньги на установку сигнализации.

Слезы вразумили

— Есть у нас уникальные иконы, — проводит для нас экскурсию по храму отец Владимир. — Обратите внимание на эту. Если посмотреть с одной точки, предстанет образ Духа Святого, белоснежного голубя, с другой — Бога Отца, с третьей — Бога Сына. Этой иконе больше 200 лет, подобных ей в России наберется немного. Это сейчас подобным эффектом мало кого удивишь. А некогда трехликая икона была настоящим чудом.

Есть еще необычный образ, резной. Выполнен из бруса кипариса в византийской технике. Эта икона тоже уникальна.

И новые образа, появившиеся чуть больше ста лет назад, с особинкой. Например, на одном из них Серафим Саровский в окружении святых. Редко можно встретить подобное изображение старца, обычно на иконе он один.

— Есть у нас и чудотворные образа, — продолжает рассказ отец Владимир. — Один из них, Пресвятой Богородицы «Ахтырская», мироточил. В то время приход наш переживал раскол. Люди распались на два непримиримых лагеря, не желали прислушиваться друг к другу, уступить, пойти навстречу… Вот тогда и заплакала икона, а прихожане, узрев это, одумались.

Это недавнее чудо. Есть еще одно, с историей. В 1838 году пришли люди в церковь, а вместо образа Спаса Нерукотворного — черный квадрат, исчез лик Христа. Отслужили литургию, молебен, изображение не вернулось. Сняли икону, отправились крестным ходом вокруг храма. Снова безрезультатно. На следующий день собрались жители трех окрестных сел и деревень. Теперь уже крестным ходом шли вокруг Шершова. В середине пути образ появился.

— Думаю, людям это было дано как укрепление в вере, — считает отец Владимир. — Или как знамение грядущих испытаний для страны. Мы порой многому не придаем значения, а Господь нам подсказывает, направляет. Вот этой книге, ее читаем в Великий Пост, 307 лет. Часть страниц — рукописные, другие — печатные. Некоторые места затерлись, испачканы воском, но в каждом слове — истина. Просто надо суметь усмотреть ее, принять и понять.

Стена в трещинах

И вот новый вызов.

— Храму присвоен статус памятника истории и культуры, — рассказывает священник Владимир Пономарев. — Наша задача — сохранить его. Вот только сделать это непросто.

Одна из стен церкви рушится, пошла трещинами. Крышу и купольные своды необходимо менять. Та же печка-буржуйка появилась не от хорошей жизни. Была обычная печь, но забился дымоход, а прочистить его не смогли, не получилось вычислить, где он проходит.

В общем, посчитали, и оказалось, что только на проведение внешних работ требуется 42 миллиона рублей. А еще внутреннее убранство…

— Ризы за два с лишним века потускнели, — обращает наше внимание отец Владимир. — Их необходимо приводить в порядок. Посмотрите, как на стенах в летнем приделе облупилась краска. Это покрытие нанесли не так давно, но не учли, что в церкви нужно использовать особые материалы. Тем более, зимой помещение не отапливается, и стены, даже несмотря на то что они в полметра толщиной, промерзают.

Но даже если приходу удастся собрать хоть какие-то сред­ства, на реставрацию храма их повернуть нельзя. Согласно законодательству любые ремонтные работы по восстановлению памятника истории и культуры без составления научно-проектной документации запрещены. Пакет бумаг обойдется в 4 миллиона рублей.

— Самим прихожанам не справиться, — подводит итог отец Владимир. — Требуются помощь и участие. Верим, что подоспеют вовремя, и храм доживет до реставрации. С Божьей помощью.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Перевозский район.