Зачем в коровнике Wi-Fi
Последний раз в Инкинском отделении агрохолдинга «Михеев и К» Бутурлинского района были два года назад. Тогда строительство животноводческого комплекса с доильным залом выходило на финишную прямую. Помещение, построенное по чертежам, разработанным проектным институтом, готово было принимать новоселов. И вот двор беспривязного содержания обжит.
Рекорд — не главное
Еще на этапе строительства мы обратили внимание на особенности, которые использовали при возведении комплекса. Например, к коньку из поликарбоната добавились светодиодные лампы. Включаются они автоматически, когда надвигаются сумерки. И гаснут самостоятельно, сигнализируя животным: пора спать. По всему периметру в стенах сплошь установлены окна, на них — надувные шторки. Специалист выставляет на пульте необходимую температуру, которая должна быть в помещении, и шторки автоматически закрываются или открываются в зависимости от погоды.
Во время второго визита в Инкино стояла жара, окна держали открытыми. По двору гулял ветерок, животные не испытывали дискомфорта из-за высокой температуры. А ведь жару буренки не любят пуще холода.
Когда шли по двору, большинство коров нежились на мягкой подстилке и лениво пережевывали корм. Самые любопытные нехотя поднимались, наблюдая за передвижениями небольшой делегации. Но ни одна буренка не издала протяжного «му-у-у». Значит, животных все устраивает.
— Коровы производят молоко лежа, — говорит Сергей Смирнов, заместитель директора агрохолдинга «Михеев и К». — Чем больше времени они проводят в удобном для себя положении, тем выше продуктивность…
Впрочем, за заоблачными показателями в хозяйстве не гонятся. Добились надоя в 8000 килограммов в год от коровы и на этом решили остановиться. Можно, конечно, достичь рубежа и в 9000 килограммов, и в 10000. Но в этом случае организм животного быстро изнашивается — две-три лактации, и корова погибает. А чтобы вырастить новую, требуется четыре года. Так что гнаться за большими показателями в продуктивности себе дороже.
— В строительство комплекса вложили около 100 миллионов рублей, — рассказывает Сергей Антонович. — Затраты постепенно окупаются. Во-первых, теперь требуется меньше рабочих, доярок перевели на двухсменку. Во-вторых, в комфортных условиях коровы молока дают больше…
Два года назад в Инкине строился и телятник. В то время помещение для яслей было готово, средняя группа размещалась под отдельным навесом, готовили помещение под старшую. Ту стройку давно завершили. Но бригада специалистов Инкино не покинула. Успели реконструировать двор и возводят еще один телятник.
— Пока подросшие телята живут вместе с будущими мамами, — рассказывает Евгений Савельев, управляющий Инкинским отделением. — Когда будет готово помещение, животных разделим.
Малышам
положен кефир
В течение четырех лет в агрохолдинге полностью перешли на холодный метод выращивания молодняка. Премудрости его изучали в том числе за границей. Например, в США пластиковые домики для малышей стоят под открытым небом. Все хорошо, но когда обрушится снегопад, для телятниц это настоящее бедствие. Чтобы покормить подопечных, необходимо сначала разгрести сугробы.
В хозяйстве решили технологию применить, но внести свои особенности. Отдельные квартиры для малышей поместили под крышу. Так и порядка больше, и непогода не страшна. Конструкцию такого навеса разработал Сергей Смирнов. Чертежи сначала появились в его тетради, а уже потом телятники выросли в отделениях агрохолдинга.
Строительство ведут своими силами. Освоили даже конструкцию раздвижных дверей. Теперь к малышам входишь, будто в купе.
— В первые два часа после рождения телят переводим в индивидуальные домики, — рассказывает Евгений Савельев. — Если хотя бы на 30 минут запоздать, малыш погибнет. А так никаких простудных заболеваний, отличный иммунитет и хорошие привесы…
С кишечными расстройствами борются особым способом. С недавних пор малышей стали выпаивать кефиром. В дело идет молоко ненадлежащего качества, в него добавляют специальную закваску. Результат есть — диареей телята не страдают.
Браслет со смыслом
Но все начинается с племенной работы. Папу будущему малышу подбирают со смыслом. Смотрят, какие коровьи показатели необходимо подкорректировать. У какого быка нужные качества на высоте, тому и быть отцом.
Еще несколько лет назад в агрохолдинге использовали сексированное семя, чтобы увеличить выход телок. Отказались. Во-первых, дорого. Во-вторых, коэффициент осеменения невысокий.
— Теперь бывает и так, что из 13 новорожденных только три телки, остальные — бычки, — рассказывает Евгений Борисович. — Зато увеличили процент выхода телят до 85. Буренкам вводим специальный препарат, который предотвращает возможные патологии…
Когда корове пора становиться мамой, она оповещает сама. На ноге животного закреплен специальный браслет, сигнал с которого улавливает Wi-Fi-роутер. Он установлен в коровнике. Информация поступает в компьютер, и к животному приходит специалист.
— Вот тут у нас все данные фиксируются, — показывает Алена Юрасова, техник-осеменатор. — Есть сведения о здоровье животного. В отдельной графе дата, когда провели осеменение. Заносим информацию о папе будущего малыша…
Алена Юрьевна такой работой занимается последние восемь лет.
— Теперь-то что, — продолжает она рассказ. — Все автоматизировано, главное — следить за животным, не пропустить возможных отклонений. А раньше к коровам с десяток раз наведывались. Поди угадай на глазок, пришло время осеменять или рановато.
Сохранность 100 процентов
Инкинское отделение теперь стало самодостаточным. Когда-то коров отсюда переводили в другое, где были свободные помещения. Сейчас все животные остаются дома. Для того чтобы буренки всегда были сыты, продумана система кормохранилищ.
В этом году построили две силосные траншеи. Каждый объект обошелся в два с половиной миллиона рублей. Вложения окупятся в течение года.
— Когда корма закладывают в курганы, которые размещают на земле, потери из-за порчи силоса и сенажа могут составлять до 30 процентов, — говорит Сергей Смирнов. — К тому же образуется масляная кислота, это вещество — яд для животных. Трамбуя в траншеи, добиваемся абсолютного показателя в сохранности кормов…
В агрохолдинге химические закваски при приготовлении силоса и сенажа не используют. Благодаря этому снизили в два раза количество консервантов на единицу продукции. А повысив сохранность грубых кормов, увеличили их количество в рационе животных. Еще два года назад каждой корове перепадало в сутки по 18-20 килограммов, сейчас — по 95.
Многое зависит
от команды
Когда были в Инкине, сенаж уже запасли в полном объеме. Вели заготовку кукурузного силоса. Работали слаженной бригадой. В поле трудились механизаторы на кормоуборочных комбайнах. Каждая машина оборудована корнкрекером, который разрушает зерно кукурузы.
Зеленую массу на тракторных телегах доставляли к месту хранения. Там в дело вступал Иван Можаев. В хозяйстве он работает два года. Специалист ценный, не случайно доверили управлять уникальным трактором. В области таких машин всего две. Трактор — настоящий универсал, любая производственная задача по плечу. Иван навесил на машину специальную лопату и с ее помощью трамбовал силос. За процессом наблюдал зоотехник по кормам Александр Пряхин. Он контролировал степень измельчения зеленой массы, определял количество закваски на единицу фуража, следил за качеством трамбовки.
— Многое зависит от коллектива, — считает Александр Пряхин. — У нас подобралась отличная команда…
Еще предстоит убрать кукурузу на зерно. Часть урожая пропустят через плющилку, в таком виде кукуруза пойдет в меню буренок. Остальное доведут до ума на сушилке и направят на продажу.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Бутурлинский район.