Как рождаются новые идеи
21-ю по счету научно-практическую конференцию «Проблемы развития муниципальных образований». Как сложилось за многие годы, она вновь прошла на теплоходе. Во встрече приняли участие гости из Сербии, Польши, Республики Молдова, Приднестровья, Абхазии, Таджикистана.
Тем для обсуждения «за круглым столом» и на заседаниях секций – гуманитарной, экономической, технической и других – было множество. Но, пожалуй, одной из основных стала тема состояния и развитие системы образования. Высокую планку ее обсуждения задала на пленарном заседании представитель министерства образования области, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Альбертовна Зверева. Школьное и дальнейшее профессиональное обучение должно решать важнейшую задачу подготовки качественного кадрового потенциала – вот главная идея. Прозвучал тезис: «Важно не только то, что знают выпускники, но и то, как знают». Такая цель достигается в сотрудничестве учебных учреждений с работодателями. Важное звено – деятельность 23 ресурсных центров, открытых у нас в области за последние несколько лет.
О том, как учебные заведения движутся к намеченной цели, за одним из «круглых столов» рассказали педагоги техникумов и колледжей из Сокольского, Уреня, Выксы, Нижнего Новгорода. Выступления послужили своеобразным обменом опытом, к чему, собственно, и стремились организаторы конференции.
Вызвал интерес рассказ преподавателя Сокольского техникума индустрии сервиса и предпринимательства Елены Серафимовны Тумачевой о том, как адаптировать первокурсников к учебе, как научить ребят самостоятельному поиску профессиональной информации, как привить навыки экспериментальной и исследовательской работы. Преподаватель этого же учебного заведения Ксения Вадимовна Кириллова говорила о новых идеях в воспитательной работе, а еще о том, как взрослые приучают студентов к мысли: чтобы стать успешным, надо быть здоровым. У участников «круглого стола» нашлось много вопросов к представителям из Сокольского, а значит, выступления помогут в работе коллегам.
Об одной очень интересной программе обучения рассказали представители Высшей государственной профессиональной школы имени президента Станислава Войцеховского из Польши, которая предполагает учебу студентов НГИЭУ в польском учебном заведении. Участникам конференции продемонстрировали фильм, в котором ребята, участники программы, говорят о том, что они увидели и чему научились. Проект рассчитан на три года, и вскоре будет набираться новая команда для участия.
Надо отдать должное руководству инженерно-экономического университета и его ректору Анатолию Евгеньевичу Шамину. Думаю, не во всех вузах относятся к студентам с такой заботой. Стажировки и обучение за границей (ребята побывали в Германии, Франции, Корее, Польше), участие дважды в год в конференциях на теплоходах, работа волонтерами в Ялте, отдых в молодежных лагерях, выступления на различных научных чтениях, российских студенческих встречах, фестивалях — такое нельзя переоценить. Это фактически то, что называют штучным обучением: развитие кругозора, воспитание, о котором сегодня так много говорят (но многое и многие ли делают?), углубленное изучение специальности.
Конечно, для руководства вуза, профессорско-преподавательского состава организация различных встреч и поездок — дополнительная нагрузка, особая ответственность, но ребята это ценят.
Вот что сказала студентка 4‑го курса экономического факультета Татьяна Малеева:
— Я активная участница всевозможных конференций и тематических форумов. У студентов НГИЭУ для этого есть все возможности. На конференции выступала с докладом «Адаптация студентов-первокурсников как фактор успешного обучения в вузе». Чувствовала себя уверенно, потому что рассказывала о той работе, которую в вузе веду ежедневно, работая председателем студсовета экономического факультета.
Елена Фомина, магистрантка 2-го курса экономического факультета:
— В конференциях международного уровня участвую второй раз и очень благодарна университету и нашему ректору за возможность познакомиться с интересными людьми, единомышленниками, зарубежными гостями.
Режим работы был насыщенный, свободного времени практически не было. Я выступала в секции молодых ученых с докладом на тему «Совершенствование модели прогнозирования вероятности банкротства применительно к сельскохозяйственным организациям».
Ксения Горяева, студентка 3-го курса СПО факультета ИТиСС:
— «Разработка автоматизированной системы педагога средней школы» — так называется доклад, с которым выступала на конференции. Признаться, вместе с научным руководителем Анной Александровной Романовой к выступлению готовились основательно, несколько раз дорабатывая и усовершенствуя его. Думаю, получилось, доказательство тому — диплом за 2‑е место.
Настоящим подарком для меня стало путешествие на теплоходе. Ранее, как и многие мои одногруппники, дальше Нижнего Новгорода никуда не выезжала. А когда стала студенткой НГИЭУ, получила уникальную возможность посетить исторические места России.
Многие участники конференции стали победителями и дипломантами интеллектуальных состязаний. Награды вручали на церемонии закрытия конференции, и тут же ректор Анатолий Шамин дал новое задание: готовиться к следующей теплоходной поездке, которая состоится в начале будущего лета. В НГИЭУ принято поручения выполнять.
Ольга НАЗАРОВА,
Наталья Шуварина.