Свет кончается там, где начинается равнодушие
Адрес – прежний
Деревню Чернуху Володарского района и ее жительницу Ирину Николаевну Сугробову в редакции знают давно. Знакомство случилось три года назад, но, увы, не при радостных обстоятельствах. В дорогу журналистов позвало ее тревожное письмо. В 2013 году односельчане решили провести газ от подошедшей к самой деревне ветки. На неоднократные обращения жителей администрация раз за разом отвечала, что денег для осуществления газификации нет, поэтому работу частного подрядчика, взявшегося за монтаж, оплатили сами хозяева домов.
Все как у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях»: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Наша читательница Ирина Николаевна, живя в самом конце деревни, осталась в стороне от общей радости, которая, надо сказать, влетела небогатым обитателям Чернухи в копеечку. По просьбе пенсионерки, разумеется, небескорыстно подрядчик подвел газ и к ее дому. Все бы хорошо, да пожилой человек не вник в условия договора, которых ему никто не разъяснил. Оказалось, что подключение и первичный пуск должен осуществлять филиал ОАО «Нижегородоблгаз», а сама поставка газа подразумевает заключение отдельного соглашения с ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород». В итоге на пороге дома Ирины Николаевны сначала появились рассерженные газовики, перекрывшие трубы, а потом и участковый с обвинением в незаконной врезке. Местная администрация, которую тогда возглавляла Ирина Ешина, во избежание подобных казусов могла бы взять под свой контроль газификацию в Чернухе, раз уж не нашла возможностей помочь людям в ее реализации. Но власть самоустранилась, и тогда пришлось надеяться только на чуткость и честность журналистов. Расследование, проведенное редакцией, вылилось в материал «Медвежья услуга» от 6 декабря 2013 года, после чего контролирующие органы смягчили свой тон при разговоре с напуганной пенсионеркой, и проблему удалось решить по-человечески.
И вот очередное тревожное письмо, адрес на конверте знакомый – Володарский район, Красногорский сельсовет, деревня Чернуха. А в письме – крик о помощи…
«Беда в том, что сейчас самая распутица началась. На деревенской дороге грязь, глубокие лужи, пробираться приходится с трудом даже в светлое время суток. Ночью горели фонари на столбах, можно было как-то ходить по улице. Но вот в ночь с 15 на 16 марта энергетики отключили свет, так как местная администрация сильно им задолжала. Деревня погрузилась во тьму, так что при крайней необходимости престарелым людям прийти друг другу на помощь невозможно физически…»
Как следовало из письма, значительная часть жителей деревни – это дачники, которые приезжают в свои дома на теплый сезон, а в остальное время здесь преимущественно обитают пенсионеры, многие из которых серьезно больны и постоянно нуждаются в уходе.
Без объявления
войны
Ирину Николаевну мы встретили на въезде в деревню, видимо, в начале той самой дороги, где родился ушедший в народ слоган «Танки грязи не боятся». В отличие от стальных машин люди ходят по этой безымянной улице с опаской – в специальной обуви и внимательно глядя себе под ноги. Автор тревожного письма, удачно встреченная нами на торном пути к автобусной остановке, вновь поведала о черных в прямом и переносном смысле временах, наступивших для Чернухи.
— Прошлой осенью была похожая ситуация, свет пропадал практически до ноября, — вспоминает Ирина Николаевна. – В районе предстояли выборы, поэтому я воспользовалась благоприятной ситуацией и поехала на прием к главе местного самоуправления Владимиру Ополченцеву. После разговора с ним тут же нашлись пути решения ситуации. А теперь, видимо, нам ждать уже нечего. Ответ один – денег нет…
— Зимой, когда еще лежал снег, было немного посветлее, сейчас белого покрова уже нет, а темнеет по-прежнему рано, да и нашу плохонькую дорогу изрядно размыло весенней распутицей, по вечерам ходить стало проблематично, — вступил в беседу местный житель Дмитрий, из предосторожности решивший не называть фамилии. – Выключили электричество безо всякого предупреждения, как говорится, без объявления войны. У нас и так свет горел через три фонаря, то есть всего четыре лампы на всю деревню. Вот этот фонарь на въезде за свой счет всем миром устанавливали. Дорогу на самых плохих участках песком засыпали тоже в складчину. С колодцем уже не знаем что делать – совсем провалился. Целый год ждем, чтобы отремонтировали. Кое-как латаем землю вокруг, а то подойти нельзя. Собственными силами чистили его два раза…
Новое амплуа
бывшего сыщика
Представшая перед нами картина требовала комментариев администрации сельсовета. Ранее исполнявшая обязанности главы администрации Красногорского сельсовета Ирина Ешина перешла на должность главы местного самоуправления того же административного образования. Мы решили побеспокоить ее телефонным звонком. Ирина Александровна сообщила, что уже продолжительное время находится на больничном, поэтому всей ситуацией не владеет. По словам главы МСУ, незадолго до ее ухода на лечение долг администрации перед энергетиками за уличное освещение составлял более ста тысяч рублей, а потом вырос еще на пятьдесят. Как сообщила нам глава местного самоуправления, фонари отключили не только в Чернухе, но и по всему сельсовету. За более детальным комментарием она направила нас к новому главе Красногорской администрации, месяц назад заступившему на должность. К нему мы и обратились. Оказалось, что правды здесь ищут не только жители окрестных сел и деревень…
— Сам я уроженец Дзержинска, но в настоящий момент живу во Владимирской области, — представился нам новоиспеченный глава Виктор Борисов. – Работал в нижегородских правоохранительных структурах, был начальником уголовного розыска райотдела, на пенсию в звании майора ушел уже из РУБОПа. Мои жизненные принципы сформировались в условиях жесткой борьбы с беззаконием, и я продолжаю им следовать до сих пор. Меня как нового руководителя администрации не удовлетворяют ответы районных начальников и депутатов земского собрания, что так было всегда, потому что денег в бюджете нет. Тут дыры по всем позициям, начиная с котельной, которой ввиду аварийного состояния не должно быть уже, как минимум, года четыре. А вы говорите, уличное освещение…
Чтобы вникнуть в масштабы открывающейся нам картины, мы решили вместе с Виктором Владимировичем посетить этот стратегический для сельсовета объект. Условия, в которых работают двое операторов котельной, вызвали бы ужас у любого инспектора по охране труда. Труба на крыше рухнула на дворовую территорию, по счастливой случайности не вызвав жертв и серьезных разрушений. Два из трех угольных котлов вышли из строя. Но самое главное, несущие стены помещения готовы вот-вот рухнуть, похоронив под обломками находящихся в нем людей. Если бы в оперативном порядке из подручного железа не был сварен каркас, принявший на себя вес шаткой кладки, вероятно, это бы уже произошло.
Однако экономическая ситуация Красногорского сельсовета при обращении к отчетной документации перед вчерашним оперативником предстала в еще более негативном свете. Кругом многотысячные долги. Помимо задолженности перед энергетиками, повлекшей за собой отключение уличного освещения, встал вопрос и о прекращении поставок угля…
Помогут
инвестиции
— В районе мне говорят, чтобы я разобрался, как распределяются наши доходы, упрекая в неэффективности использования имеющихся средств, — сетует Виктор Владимирович. — О каких, интересно, доходах речь, когда у нас своего ничего нет. Стал разбираться, изучать законодательство, задавать вопросы своим коллегам и просто сведущим в муниципальном праве людям и пришел к выводу, что на целевые нужды местным органам власти должна выделяться финансовая помощь – так называемые субвенции. Но все издержки хотят повесить на бюджет сельсовета, хотя, кроме дотаций, у нас нет собственных источников финансирования.
Согласно п. 4 главы 3 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, помимо прочего, обеспечение территорий электричеством, теплом, газом и водой. В той же главе этот пункт не значится в числе задач, стоящих перед сельским поселением. Красная Горка имела статус поселка городского типа только с 1942 по 2014 год и два года назад вошла в состав Красногорского сельсовета. Однако тут возникла некая коллизия, так как с 1 января 2015 года в силу вступил закон Нижегородской области «О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения», где п. 4 все-таки вменяется в обязанности. Присутствует он и в Уставе сельсовета Красная Горка, принятом в том же году. Это дает широкое поле для различных трактовок.
Как бы там ни было, жители Чернухи и других населенных пунктов не обязаны вникать в тонкости распределения бюджетных средств, но они вправе требовать от властей всех уровней человеческого отношения к себе. Те проблемы, которые вскрылись благодаря очередному письму нашей неравнодушной читательницы Ирины Николаевны Сугробовой, появились не вчера, а копились годами при попустительстве слуг народа.
Смена руководства в районе и местной администрации никоим образом не снимает ответственности со вновь пришедших во власть чиновников. Виктор Борисов, несмотря на свои офицерские принципы, не должен быть одним в поле воином, а тем более тем, на кого можно все списать. Месяц – это, конечно, пока не срок, чтобы ставить ему какие-то оценки как руководителю, но, быстро сориентировавшись, он пришел к правильному, думается, выводу – без инвестиций сельсовет, лишенный надлежащей материальной поддержки из центра, вряд ли выберется из долговой ямы. Он пытается заинтересовать управляющие компании взять на себя здешнее жилищно-коммунальное хозяйство, старается создать привлекательные условия для малого и среднего бизнеса в отсутствие бюджетообразующих производств и сельхозпредприятий. Уже намечен план реконструкции котельной, в ходе которой должна быть снесена аварийная часть помещения и восстановлены вышедшие из строя котлы. А попутно, может, и уличное освещение в Чернухе появится. Только всем надо помнить, что пока в кабинетах заняты расчетами и бесплодными спорами, за скупыми цифрами стоят живые люди с каждодневными заботами и проблемами.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Володарский район.