Пашня не сирота — должна быть обихожена
В прошлом номере нашей газеты была опубликована беседа с министром сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области Алексеем Морозовым. Мы подводили итоги работы АПК, обсуждали планы. Сегодня продолжаем разговор, но на другую тему.В июле Нижегородская область собирала аграриев на Приволжский День поля. В его рамках министр сельского хозяйства России Александр Ткачев провел совещание по проблемам агропромышленного комплекса. В частности, шла речь о необходимости более эффективного использования земель сельхозназначения. Этот вопрос поднял губернатор нашего региона Валерий Шанцев, его поддержали другие.Наметились ли пути решения вопроса? Об этом и беседуем с руководителем нижегородского минсельхозпрода.
— Алексей Иванович, если нижегородцы подняли земельную проблему на Дне поля, значит, она у нас всех острее?
— Эта проблема характерна для всей России. В целом по стране не используется по целевому назначению более 56 миллионов га земель сельскохозяйственного назначения.
В нашей области этот показатель — около 545 тысяч гектаров. Часть площадей заросла деревьями, их трудно вернуть в оборот. Но точно установлено, что 211 тысяч га вполне пригодны для сельского хозяйства.
Для региона важны эти площади, ведь губернатор ставит задачу увеличить производство зерна до 2 миллионов тонн в год. Поэтому он и поднял вопрос о земле.
— Но если судить по отчетам, область каждый год вовлекает в работу заброшенные земли.
— Так оно и есть. Ежегодно, на протяжении последних пяти лет, в производственный оборот вовлекается не менее 10-12 тысяч га. В отдельные годы вводилось до 20 тысяч гектаров. Однако положительной динамики по расширению посевных площадей пока не наблюдается, так как ряд крупных агрохолдингов по различным причинам попали под банкротство. Их земли в силу действующего закона не могут быть сразу переданы другим сельхозпроизводителям.
— Что мешает вводить в оборот неиспользуемые угодья?
— В сегодняшнем механизме изъятия земельных участков задействованы многие структуры — органы государственной и муниципальной власти, прокуратура и суды. Процесс слишком сложен. В итоге нарушители уходят от ответственности, а пашня зарастает кустарником и даже лесом.
— Есть еще так называемые невостребованные земельные доли, за счет которых можно расширить посевные площади. Как обстоят дела на этом направлении?
— В регионе с 2007 года ведется работа по признанию прав на невостребованную долевую собственность. Напомню, были определены четыре района, где обкатывались пилотные проекты. В результате наработана положительная судебная практика по признанию права собственности Нижегородской области и районов на невостребованные земли. Согласно оперативной информации, из 656 тысяч га невостребованной долевой собственности зарегистрировано право на 31 тысячу — это около 5 процентов. Маловато, но хорошо уже то, что проблему удалось сдвинуть с мертвой точки.
Основной причиной отставания в оформлении прав на невостребованные земельные доли является сложность признания таких прав. Тут и длительная процедура поиска дольщика или его наследника, и большие затраты на кадастровые работы.
Полагаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом разрешать сельхозпроизводителям использование невостребованных участков без оформления в течение одного сезона. Это даст возможность оперативно вовлекать в оборот заброшенную землю.
— Какие еще разработаны предложения по решению земельного вопроса?
— Мы предлагаем внести в федеральное законодательство изменения, которые ужесточили бы ответственность тех, кто скупил земли, но не обрабатывает их. Скажем, надо в 5 раз увеличить ставки земельного налога за неиспользование угодий по назначению. При этом сократить с 3 лет до года срок, в течение которого они могут не использоваться. Ускорить изъятие. Обязать нового собственника обеспечить освоение земельного участка в течение года после покупки.
— Как должна выглядеть процедура изъятия?
— Допустим, Россельхознадзор установил факт неиспользования участка. Надо дать возможность органам исполнительной власти региона в месячный срок обратиться в суд с иском об изъятии земли и продаже с публичных торгов. При этом запретить прежнему собственнику совершать сделки по ее отчуждению и участвовать в аукционе.
Начальная цена участка должна быть снижена на величину расходов, необходимых для восстановления его утерянных качеств. Если торги не состоялись, следует снизить цену на 25 процентов. Не состоялся второй аукцион — пусть регион приобретает землю за половину от начальной цены.
Такова, на наш взгляд, должна быть общая схема.
— Приняты ли к рассмотрению предложения нашей области?
— Минсельхоз страны учел их в проекте поправок к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Мы уверены, что если наши поправки вступят в силу, то процесс вовлечения в оборот неиспользуемых земель станет значительно проще.
А вообще, посоветовал бы владельцам таких угодий реализовать участки эффективным собственникам. Это выгоднее, чем доводить дело до крайности. Желающие приобрести землю для ведения производства найдутся.
Беседу вел
Александр СИНИЦЫН.