Posted in Спорт
05.11.2015

Скорость импортозамены измерили козой

На недавней выставке «Золотая осень» в столице часто обсуждалась молочная тема. Она была в центре внимания на семинарах, не утихала в кулуарных беседах. Это и понятно. Вопросы производства молока, взаимодействия участников рынка, сбыта продукции всегда в числе острых. Нынче в разговоры попала еще одна закваска — импортозамещение. О чем говорили участники встреч? Остановимся на некоторых проблемах.

СМС с подвохом

Один из серьезных вопросов — некачественные молочные продукты. На прилавки зачастую попадает фальсификат. Делают его на пальмовом масле и других сомнительных компонентах.

Выявить подделку бывает сложно. У контрольных органов есть лаборатории, но оснастка многих оставляет желать лучшего. Еще на слуху недавний скандал по поводу сыров. Кто-то из экспертов говорил, что процент фальсификата этой продукции в нашей стране огромен, кто-то называл более скромные цифры. Значит, нет полной ясности.

Порой случаются курьезы. Руководитель одного из сельхозпредприятий рассказывает:

— Мы производим сыры из собственного молока. На днях получили бумагу от контрольных органов, что в нашей продукции обнаружено пальмовое масло. А у нас в колхозе ни одной пальмы не растет! Оказалось, проверяющие что-то напутали…

Решить проблему фальсификата предлагается разными путями. Скажем, раздаются призывы ужесточить технический регламент в части требований к маркировке молочных продуктов.

— Зачем это делать? — недоумевает генеральный директор объединения «Союзмолоко» Андрей Даниленко. — В техрегламенте уже есть нормы, которые обязывают производителей наносить на упаковку истинный состав продукции. Другое дело, что эти нормы зачастую не выполняются. Вот где следует усилить контроль. И, конечно, обязать изготовителей сделать этикетку читаемой. Не ходить же покупателям в магазин с увеличительным стеклом!

Как прозвучало на одном из семинаров, появлению фальсификата способствуют СМС. Не удивляйтесь, СМС в данном случае — это не сообщения по мобильнику, а собственные марки сетей. То есть продукты, которые супермаркеты выставляют под своим брендом.

Такие продукты манят людей дешевизной. В этом весь подвох. Чтобы выпустить товар по заказу сетей, производители вынуждены до предела снижать себестоимость. Вот и используют дешевые компоненты.

Высказывалось мнение, что даже система госзакупок в России подталкивает к снижению качества продукции. По той же самой причине, что у торговых сетей. Ведь закупочные аукционы государства направлены на максимальное снижение цен.

И все же положительные тенденции есть. Специалисты отмечают рост требований к качеству со стороны покупателей. Каждая хозяйка знает, как отличить натуральное молоко. Наливаешь в стакан, добавляешь ложку сметаны. Если в течение суток получилась простокваша, то молоко правильное. Народные способы определения качества снова в ходу.

— А вообще-то есть простой метод выявления недобросовестных производителей, — считает представитель одного из предприятий молокопереработки Артем Багреев. — Нужны наблюдатели, которые будут фиксировать, сколько сырого молока в сутки поступает на заводы и сколько готовой продукции выходит. Для спецов не будет проблемой понять кухню.

Уймите
контролеров!

Крупные производители молочных продуктов начинают теснее взаимодействовать с аграриями. Помогают приобретать высокопродуктивный скот на выгодных условиях. Выступают поручителями по кредитам, обеспечивают залоговую базу. Ведут обучение. Тем самым переработчики и пищевики обеспечивают себе стабильную сырьевую базу. Крестьяне же получают дополнительные источники помощи.

В данном случае неважно, что инициаторами подобных проектов выступают западные компании с мировым именем. Они ведут деятельность в нашей стране и вкладывают средства в российский аграрный сектор. Значит, тоже обеспечивают импортозамещение. А наши молочники пусть берут пример.

Андрей Даниленко говорит, что отечественные сельхозпредприятия обеспечивают перерабатывающую отрасль сырьем лишь на 60 процентов. Остальной объем поступает из-за пределов страны. Значит, хозяйствам есть смысл наращивать мощности. К этому подталкивает и государство. Оно обещает ежегодно увеличивать поддержку сельского хозяйства, в том числе молочного животноводства.

На своем главном форуме аграрии дали хорошую оценку новым направлениям поддержки. Речь шла, в частности, о компенсации части затрат на строительство животноводческих комплексов. Такой подход способен продвинуть отрасль вперед. Но крестьяне просят государство унять всевозможных контролеров.

— Получать государственную поддержку иногда страшно, — заявляет руководитель крупного агрохолдинга Андрей Романов. — Экономика нестабильна, порой приходится отступать от изначальной сметы расходов на стройку. Проверяющие как будто этого и ждут…

Понятно, что за большими деньгами нужен серьезный контроль. Но он не должен превращаться в кошмар.

Самые крупные вложения требуются на начальном этапе строительства. Отсюда еще одно пожелание государству — обеспечить опережающее финансирование проектов.

Многие предприятия переработки нуждаются в модернизации. Но проводить ее в условиях кризиса трудно. Собственных средств не хватает, кредиты не всегда доступны. Так что у переработчиков тоже есть предложения к правительству страны. Они приглашают власть в партнеры. Затраты на техническое перевооружение предлагают делить пополам. Когда пойдет прибыль от реализации проектов, государственные средства вернутся в казну.

Буренка
с автоматикой

Закупочные цены на молоко в цепочке «производитель — переработчик» подвержены колебаниям. Это заставляет крестьян искать и другие каналы сбыта.

Торговля с молоковозов — один из таких каналов. Мы рассказывали читателям о том, как она организована в ТнВ «Михеев и К» Бутурлинского района. Уже который год цистерны с фирменным знаком каждое утро занимают позиции в областном центре.

Доля выручка от такой торговли не столь велика в общем объеме, но польза большая. Во-первых, продажа без посредников дает возможность оценить рынок и реализовать продукцию по выгодной цене. Во-вторых, хозяйство ежедневно выручает средства, которые сразу можно направить на текущие расходы.

Жизнь не стоит на месте, уличная торговля тоже модернизируется. В Смоленске уже вовсю реализуют молоко через киоски-автоматы. В городе установлено два десятка таких приспособлений.

Как рассказывает руководитель компании — производителя киосков Вадим Гамилов, приобретать молоко в автоматах научились даже старушки. Приспособились к такой системе реализации несколько сельхозпредприятий.

Кстати, одно из хозяйств Нижегородской области тоже думает над организацией подобной системы. Пока не будем открывать карты, поскольку нам сообщили это по секрету. Но держим руку на пульсе.

Аплодисменты!

Молочная отрасль не спринтер, а стайер — такую характеристику дают ей аграрии. Вложения в те же животноводческие комплексы окупаются не скоро. А именно эта часть цепочки первична. Отсюда вывод, что для развития нужны стабильность и долгосрочность государственной поддержки. Это считают самым важным и крестьяне, и переработчики.

Сейчас на повестке дня импортозамещение. Удивительно слышать, как эту задачу превращают в сиюминутную. «Надо ловить момент, чтобы вытеснить импорт», — слышим порой даже от государственных мужей. Вот какой ответ дают крестьяне: «Быстро даже козу не заместишь».

Эта фраза прозвучала во время очередной дискуссии на «Золотой осени». Аудитория наградила автора высказывания аплодисментами. Его слова даже самой козе ясны.

Александр СИНИЦЫН.