«Круглый стол» с острыми углами
При содействии Российско-Германской внешнеторговой палаты состоялось заседание за «круглым столом» на тему «Санкции и локализация производства. Опыт иностранных компаний в Нижегородской области». Встреча прошла на минувшей неделе в рамках Международного бизнес-саммита. Тема в нынешних экономических и геополитических реалиях очень острая, поэтому деловые круги живо откликнулись на возможность поучаствовать в этой дискуссии. Каждый производитель уже успел столкнуться с трудностями, особенно если производственный процесс так или иначе связан с участием в нем иностранных компаний.
На повестке — качество
Производители компонентов автомобилестроения сообщили о серьезном падении рынка, что создает давление на всю цепочку сборки. По их мнению, не все поставщики, придя в компонентный бизнес, до конца понимают, что это такое. Многие уходят, столкнувшись с нюансами, к которым не были готовы.
Ситуацию усложняет то, что локализованы, то есть переведены на территорию России, еще не все производственные линии собираемых у нас марок. Например, до сих пор экспортной остается цифровая техника.
Когда мировые бренды только стали приходить к нам, даже производство расходных материалов, таких как тара, возлагалось на иностранных поставщиков. По логике, экономически гораздо более выгодно делать это в России — и дешевле, и проще в плане логистики. Однако для крупных компаний важна репутация, основным критерием которой является безукоризненное качество. Готова ли соответствовать ему отечественная промышленность даже сейчас, в период импортозамещения? Не всегда.
Если с сырьем в том же автомобилестроении дела обстоят неплохо ввиду насыщенности внутреннего металлургического рынка, то по многим комплектующим, например по подшипникам, российские предприятия еще не удовлетворяют в полной мере предъявляемым требованиям. Качественные подшипники приобретаются пока только через дилеров передовых компаний. Как говорят промышленники, дешевый, но ненадежный при эксплуатации компонент — это не решение проблемы. Такое импортозамещение неприемлемо.
До сих пор у ряда российских предприятий существуют станки с ручным управлением, и это техническое отставание не дает им возможности заслужить должное внимание у серьезных заказчиков. Увы, но кризис слабо меняет менталитет ряда поставщиков. Ощущают ли они, что им выпал шанс? Чтобы его использовать, нужна основательная модернизация.
Мела нет,
зато есть художники
Впрочем, есть и положительная динамика. Представители известного иностранного производителя электромеханической техники видят перспективы деятельности подобных ей компаний в России в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках. Крупные бренды могут продавать инженерные решения, требующие доработки, российским производителям. Это будет выгодно всем. С одной стороны, избавит брендовые компании от поиска поставщиков и подрядчиков на территории России, с другой — даст импульс к развитию отечественной инженерии и машиностроительной промышленности.
Что касается прямого производства, то наиболее перспективными направлениями сотрудничества с Россией представители электромеханического гиганта называют изготовление компрессоров для нефтегазовой отрасли, а также энергетического оборудования, используемого при строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей. Здесь компания работает и в форме партнерства. Кстати, в Нижнем Новгороде у нее уже есть ряд компаньонов, которые успели хорошо зарекомендовать себя.
Местные производители обоев поделились текущим состоянием дел в их отрасли. Оказывается, в России нет собственного качественного мела, используемого в этом производстве. Потому в лучшие в экономическом смысле времена сырьевая база компании до 85 процентов пополнялась иностранными поставщиками. И сейчас в связи с трудностями поиска достойной альтернативы эту цифру удалось снизить только на 5 процентов.
Предприятие изначально представляло собой совместный проект двух компаний — российской и немецкой, продукция выходила и под отечественным брендом, и под иностранным. Сейчас от немецкой марки решили отказаться, пытаясь продвигать собственную. Для этого руководство прилагает массу усилий. В некоторых составляющих производства обоев есть прогресс. Проявили себя, к примеру, талантливые художники, которые воспитывались как профессионалы и набирались опыта непосредственно здесь. Чем не пример толкового импортозамещения?
Необходим
здравый смысл
Но спасение утопающего все же не должно быть делом рук самого утопающего. Многие участники заседания говорили о роли государства как регулятора непростых процессов выхода промышленности из кризисного тупика.
Представители машиностроения для металлургической промышленности считают, что настало время для того, чтобы значительная поддержка уделялась небольшим компаниям. Гиганты уже сейчас имеют ощутимый ресурс для выживания. Если брать крупные предприятия, входящие, скажем, в оборонно-промышленный комплекс, то их портфель госзаказов переполнен.
Да, ситуация в российской экономике непростая — стало сложнее с инвестициями, банки не дают денег на развитие по разумным ставкам, выросли различные риски. Но бизнес способен меняться в трудные времена, для этого ему нужны лишь понятные правила. Они должны базироваться на здравом смысле.
Говоря же об иностранных брендах, давно утвердившихся на территории России, нельзя забывать, что по многим позициям это уже российские компании — с широкой производственной базой, тысячами рабочих мест, многомиллионными отчислениями в федеральный и муниципальный бюджет. И с перспективами дальнейшей интеграции именно в российскую экономику. Это нужно помнить, считают промышленники, чтобы здраво рассуждать на тему развития производства в условиях санкций.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.