Нам бы перенять белорусский опыт
Это второй комплекс, работу в котором предстоит отлаживать Татьяне Солдатовой за время ее трудовой деятельности в ОАО «Нива» Лысковского района. Первый комплекс беспривязного содержания на 1000 голов пускали еще в 1987 году. И соответствовал он самым последним технологиям в животноводстве.- Ой, непросто тогда пришлось, — вспоминает Татьяна Александровна, главный зоотехник хозяйства. — Буренки к новшествам привыкали неохотно, сколько усилий приложили, чтобы приучить их к доильной установке.
У телят своя деревня
Общее поголовье в хозяйстве в ту пору насчитывало 6000 животных, из них 2000 коров. Тут бы строить второй комплекс, на оставшуюся тысячу, но спустя несколько лет наступили трудные времена в экономике. Буренок снова вернули на привязь, комплекс закрыли, а поголовье пришлось сокращать.
Сельхозпредприятие сумело выжить под руководством известного в области аграрника Валерия Макарова.
Сейчас «Нива» — племзавод по черно-пестрой и швицкой породам. Закупает семя канадской селекции, тесно сотрудничая с ГСП «Нижегородское» по племенной работе.
— В этом году на Приволжском Дне поля наша корова Роза стала абсолютной чемпионкой по швицкой породе, — говорит Татьяна Солдатова.
Роза среди подруг-коров выделяется сразу: статью, выправкой. Да и надои рекордные показывает — до 40 литров в день. Средний же надой по хозяйству от коровы швицкой породы в год 4500 килограммов, от черно-пестрой — 6100.
— Есть еще к чему стремиться, — комментирует показатели Алексей Перов, нынешний руководитель «Нивы».
Акцент животноводы делают не только на селекции, но и на кормовой базе. Ввели в рацион зерно кукурузы, и надои сразу выросли минимум на полтора килограмма. Приобрели плющилку для зерна — еще один шаг к большому молоку.
— Будущих рекордисток растим с младенчества, — рассказывает главный зоотехник. — Телятам даем стартерный комбикорм. Чуть подрастут, вводим в меню экструдированный корм. Делаем его из ячменя и пшеницы, возим зерно на переработку в Княгинино…
Новый рацион у телят — новые показатели. Стабилизировались привесы, теперь они меньше 800 граммов в сутки не составляют. Телята стали крепче, меньше болеют.
Изменились и условия содержания малышей. У них теперь своя деревня. Для самых маленьких заказали 20 индивидуальных домиков. Когда подрастут, переведут в клетки, у каждого будет личная территория. А как исполнится три месяца — пожалуйте на другой двор.
На дойку направит подгонщик
Жизнь телят изменили к лучшему, пришла очередь буренок. В прошлом году «Нива» вступила в областную программу по строительству животноводческих комплексов на 800 голов и выше. Дело идет, но с пробуксовкой.
— В региональном бюджете денег пока не хватает, — говорит Алексей Николаевич. — Вкладываем свои. Кредит взяли на 100 миллионов рублей. Льготный, а значит, часть процентной ставки должны возвращать. Деньги должны уже поступить за 10 месяцев, а пришли только за один. А на возмещение процентов каждый месяц по полтора миллиона уходит…
С каждым днем цены на стройматериалы, оборудование растут. Проектная стоимость комплекса составляла 351 миллион рублей, но только за оборудование одного двора с доильным залом заплатили больше, чем рассчитывали, на 13 миллионов.
— За составление проекта берут от трех до 12 миллионов рублей, — говорит Алексей Перов. — Свой заказали в Перевозе, потому что дешевле. В проектировании принимали самое непосредственное участие, просчитывали, как оптимизировать содержание коров, дойку, есть ли возможности удешевить стройку не в ущерб качеству. Но, честно говоря, жалко отдавать такие деньги за бумажку. «Земля нижегород-ская» писала, что в Белоруссии министерством сельского хозяйства принято несколько типовых проектов. Нам бы надо перенять этот опыт…
Один двор для 430 буренок уже готов. А всего будет три. Смонтировано оборудование для доильного зала. Установили «карусель», хотя сначала планировали две «елочки».
— Убедили руководство «Нивы», что нужна «карусель», — рассказывает Вадим Шишкин, специалист по доильному оборудованию. — Она более производительная, требует меньше обслуживающего персонала. Установка последнего поколения, подходит и для тугодойных коров. Потом, при необходимости, на эту же платформу можно будет установить роботов…
Татьяне Солдатовой и ее коллегам уже не придется буренок провожать в доильный зал, как в 1987 году. За них это сделает автоматический подгонщик. Он же снимет информацию с датчиков, которые будут на каждой корове (кстати, «Нива» — второе хозяйство в России, использующее датчики активности последнего поколения), и определит животное после дойки либо в селекционную зону, либо в общий двор.
— Заканчиваем монтаж родильно-сухостойного отделения, рассчитанного на 270 мест, — говорит Алексей Перов. — В ближайшее время планируем эту работу завершить и заселить двор первыми буренками…
Обживать комплекс будут 430 нетелей черно-пестрой породы. Счастливиц уже отобрали. И селекционеры вовсю готовят животных. Молодняк не продают, работают над увеличением поголовья. Дойное стадо должно дойти до отметки в 1380 коров.
По сравнению с прошлым годом молоко уже стало более рентабельным. И это несмотря на то, что цена на него снизилась. Да и дотации тоже. В целом по хозяй-ству за первое полугодие получено 16 миллионов рублей прибыли, показатель превышает аналогичный за прошлый год.
— Все отрасли приносят доход, — комментирует цифры Алексей Перов. — Только мясо в убытке.
Ноль — уже хорошо
Откорм бычков в хозяйстве возродили три года назад. Прибыли он не приносит, но отказываться от мясного направления не будут.
— Тут важно с правильной стороны подойти, — объясняет Алексей Николаевич. — Надо нам, допустим, купить солярки, средств нет. Сдам три бычка — вот деньги и появились…
Проблем с реализацией мяса у хозяйства нет. Продают и на рынки, и мясокомбинату, обеспечивают детские и социальные учреждения.
В «Ниве» есть свой убойный цех, реконструкцией которого сейчас занимаются. Да и двор для содержания бычков обновляют. Установят в нем энергосберегающие светильники, оборудование, позволяющее сделать раздачу кормов и навозоудаление автоматическими. Тогда все 600 бычков перейдут на попечение одного работника.
— Многие говорят, что производство мяса убыточно, — говорит Алексей Перов. — Но мало кто пытается сделать его прибыльным. Мы пробуем. Если реконструкция затраты и выручку сведет к нулю, уже хорошо. Считаю, что в такие сложные периоды больше шансов удержаться на плаву у многопрофильного предприятия.
Юлия МИНДАЛЁВА.