Хочешь больше — регистрируй предприятие
Так как новость в большинстве случаев была подана без развернутых комментариев и для остроты подачи были использованы выдернутые из контекста цитаты, появилась масса разночтений и домыслов. Суть наиболее критических откликов свелась к тому, что в период кризиса и сложнейшего перехода в режим импортозамещения кто-то решил на корню загубить ЛПХ, дающие уже немалый процент в общие показатели отечественного производства сельхозпродукции. Но, согласитесь, это было бы, мягко сказать, абсурдом.
На самом деле все не так, стоит объяснить, с чего все началось. Поводом для законодательной инициативы стал вопрос, поднятый на селекторном совещании губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым, касающийся того, что личные подсобные хозяйства не имеют до сих пор четких критериев: «Есть люди, которые якобы держат личное подсобное хозяйство, у которых отара – 14 тысяч овец, бычков — под 1,5 тысячи, и они тоже являются участниками личного подсобного хозяйства». Руководитель региона считает, что для Ставрополья поголовье таких хозяйств должно быть в границах пяти голов КРС и двух десятков овец. Звучит, конечно, жестко, но обратимся к юридической стороне вопроса, да и просто к здравому смыслу.
ЛПХ, по определению, не предпринимательская деятельность граждан в сфере сельского хозяйства, а направленная, в первую очередь, на обеспечение собственных нужд. Но когда речь идет о сотнях и даже тысячах животных, содержащихся на производственных площадях, то здесь уместней было бы говорить о настоящем сельхозпредприятии, которое должно быть оформлено соответствующим образом и выплачивать положенные отчисления от прибыли в доход государства. Однако те преференции, которые дает такая форма хозяйства, как ЛПХ, позволяет предприимчивым собственникам уходить от налогов и прочих обязанностей, повышая тем самым рентабельность.
Вряд ли это справедливо, к тому же экономика страны должна быть экономной, что особенно очевидно в такие непростые времена. Впрочем, понять можно и крестьян, которые не от сладкой жизни ищут наиболее легкие пути существования, используя порой и вот такие пробелы в законодательстве. Хочется надеяться, что поддержка фермерского движения со стороны государства станет еще более широкой и адресной, и это позволит хозяйствам выйти из тени, не боясь быть раздавленными бюрократическим прессом и погибнуть в неравной конкурентной борьбе с крупными агрохолдингами, пользующимися серьезной протекцией со стороны властей и бизнес-элиты.
Андрей ДМИТРИЕВ.