Posted in Кругозор
11.08.2015

Под именем смиренным Фёдор

Эта легенда за свою почти двухвековую жизнь не раз подтверждалась и опровергалась на самых разных уровнях разными исследователями, поэтому мы тогда не задавались вопросом, был ли Фёдор Кузьмич ушедшим в скитания императором. Нас больше интересовало, посещал ли таинственный монах Саров? И посещал ли Саров сменивший Александра на троне Николай I? Была ли в реальности та «встреча троих»?

«А вы знаете, что тот самый Фёдор Кузьмич, о котором вы писали, похоронен вовсе не в Сибири, а в лесах севера Нижегородчины?» – вопрос, заданный читателем журнала, заставил нас улыбнуться. С легендами такое случается. Но с другой стороны… История Фёдора Кузьмича так загадочна, что почему бы еще одной легенде не быть более близкой к истине?

Старец-император ушел из Сибири от утомительной известности в леса Нижегородчины, чтобы окончить свое земное существование в безвестном и тихом одиночестве? Это крутой поворот! Однако он вполне вписывается в психологический контекст легенды. И он не более крут, чем уход царя в монахи.

А ехать нам предстояло на север, за Ветлугу, в Воскресенский район — таежный край кержаков-староверов.

Дорога уводила нас все дальше от дома и все ближе к тайне. И пока за окнами неприхотливого корейского джипа мелькали русские городки Арзамас, Семенов, Красные Баки, деревеньки с забавными названиями вроде Разгуляй и Ситники, мы вспоминали ключевые даты этой легенды.

Совпадения

Год 1825-й. Ранняя осень, Таганрог. С одной стороны, он – Александр Благословенный, самодержец, победитель Наполеона. С другой — на нем черное пятно, кровь отца. Принимаем за основу: Александр, разочарованный в государственных делах, угнетаемый мыслями о грехе отцеубийства (пусть даже и невольного и искренне нежеланного), не умирает, а лишь инсценирует собственную смерть. И именно в конце того же 1825 года в Саровскую обитель приходит неизвест­ный человек примерно того же возраста. Промежутка времени между «смертью» Александра и появлением странника в монастыре как раз хватает, чтобы спокойно добраться из Таганрога в Саров. К тому же и внешность пришельца по основным параметрам схожа с императорской.

Еще одно совпадение: именно в том году осенью заканчивается 15-летний затвор Серафима Саровского, и слава его к этому времени становится всенародной. То есть 1825 год стал поворотным и для старца, и для Александра I, и для Фёдора Кузьмича (если это не император, а некто другой)…

Далее – год 1921-й. Вскрытие гробниц Петропавловской крепости. К изумлению свидетелей, гроб Александра I оказался пустым!

Вот тебе и глушь!

Ехали мы в Троицкое, считая, что попадем в страшную глухомань, – дорога на карте петляла среди тайги и заканчивалась тупиком среди стариц.

Однако село оказалось совсем не таким, каким его рисовало воображение. Сразу на околице большая турбаза, конюшня, крепкие, в русском стиле строения, вольеры с дикими животными: волки, лиса, енот, красивые голуби, из-за забора смотрит на гостей высокомерный верблюд, по двору бегает длиннохвостый фазан, легким махом носится борзая…

Устроившись на турбазе и поговорив с местными жителями, мы направились к храмам. Их тут два: летний Троицкий и зимний Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. Оба деревянные. И, как оказалось, весьма древние. Троицкий – 1713 года постройки; храм Зосимы и Савватия помоложе – ему полторы сотни лет. За церковной оградой увидели ту самую могилу. Каменное надгробие с выбитыми на нем рисунками говорило о том, что похоронен здесь не простой священник и не обычный человек. Но кто? И почему местные считают, что это могила знаменитого старца?

Над царскими вратами в церкви изображены императорская корона и скипетр. Это возможно только в том случае, если здесь жил или молился император. Вот и все, что мы можем определенно сказать, остальное просто легенды…

Есть также сведения, что церковь строили соловецкие монахи, бежавшие сюда во время раскола. С Соловков они принесли с собой самое ценное – иконы.

Чисто гипотетически

Вот такая получилась история – шли по следу одной легенды, а наткнулись на другую…

В принципе, разгадать загадку Александра-Кузьмича сегодняшняя наука может довольно легко, размышляли мы на обратном пути. Во-первых, нужно вновь вскрыть гроб в Петропавловской крепости; естественно, в присутствии священников, ученых-криминалистов, в строжайшем соответствии с юридическими нормами. Если есть в гробу останки, нужно провести экспертизу. Если нет, взять пробы с внутренней стороны гроба, чтобы выяснить, были ли в нем когда-нибудь чьи-либо останки. Такую же процедуру следует провести с останками Фёдора Кузьмича. Кроме этого, необходимо взять частицы останков детей Александра I, его брата Николая I и других членов фамилии. Все это вполне выполнимо. Экспертиза с огромной долей вероятности установила бы идентичность (или ее отсутствие) этих исторических фигур.

В дороге же родилась и довольно интересная идея: что если просчитать и реконструировать путь Фёдора Кузьмича от Таганрога до Тобольска? Пусть чисто гипотетически, по косвенным данным – легендам и преданиям. Возможно, получится несколько вероятных маршрутов. Но не выведут ли они в города, в которых живут легенды о необычном страннике, побывавшем там?

Пока таких пунктов между Таганрогом и Тобольском мы знаем меньше десятка – Саров, Троицкое, Красноярск, Красноуфимск, Томск (село Зерцалы)… Причем самая неясная часть пути как раз на отрезке Таганрог – Саров. Правда, если старец действительно побывал и в Сарове, и в Троицком, то еще неизвестно, где раньше. По логике, скорее всего, в Сарове.

В чем, собственно говоря, суть этой легенды? Пожалуй, в том, что человек должен отвечать за свои поступки, за свои вольные или невольные грехи. Причастен ли Александр к смерти своего отца, или полупричастен, или не причастен вовсе – грех отцеубийства навсегда останется на нем. Тема искупления волновала, волнует и будет волновать людей. Недаром легенда о Фёдоре Кузьмиче так сильно занимала Льва Толстого. Ведь и его неудачное паломничество в Оптину пустынь, и его уход из Ясной Поляны чем-то напоминают уход Александра. Толстой не раз разговаривал о Фёдоре Кузьмиче с великим князем Николаем Михайловичем (тот даже подарил писателю свою книгу «Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Фёдора Кузьмича»).

В 1905 году Лев Николаевич приступил к работе над повестью «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича», которая осталась незаконченной. Не исключено, что именно легенда о старце так ярко отозвалась в поздних произведениях – «Отец Сергий», «Живой труп», «Записки сумасшедшего».

Сам Толстой склонялся к тому, что Александр I и Фёдор – разные люди, но при этом писал: «…пускай исторически доказана невозможность соединения личности Александра и Кузьмича, легенда остается во всей своей красоте и истинности».

Понимаете – «и истинности»…

Александр ЛОМТЕВ,

Иван СИТНИКОВ.

г. Саров — Воскресенский район.