Ненормативный ребенок
Считаем по головам
Села, в которых закрываются школы, обречены на угасание. Пусть нескорое, но все же неумолимое. Нет, расселять жителей никто не предлагает. Вот только жить в селе без школы родители детей и подростков уже не хотят. Остаются в таком селе только бездетные и старики, и никто уже не приезжает. Вроде и живет село, но подсчитать, сколько ему осталось, несложно.
При этом никто не называет деревню, как прежде, «неперспективной». Даже слово «закрытие» сегодня не в чести, ведь закон запрещает закрывать школу без одобрения сельского схода. Поэтому «реорганизация» звучит гораздо обтекаемее, хотя суть для сельских школьников и их родителей все та же. Далеко не все принимают такую «инновацию» с энтузиазмом.
На днях жителям села Надёжина тоже пришлось выступить против своей «неперспективности». На сельском сходе перед ними выступили сотрудники отдела образования, пояснившие, что принято решение о реорганизации Надёжинской основной школы в форме присоединения к Хрипуновской средней школе.
Чиновников-то понять можно. У них на руках «дорожная карта», то есть прямой приказ правительства страны о плане мероприятий, направленных на повышение эффективности образования. С таким указанием не поспоришь. Вот и приходится объяснять людям, что реорганизация коснется не только их и что сами чиновники тоже болезненно переживают сложившуюся ситуацию. Что есть разница между подушевым и индивидуальным финансированием учебных учреждений.
Заместитель главы администрации Ардатовского района Любовь Браева напомнила собравшимся:
— Вспомните, пять лет назад мы с вами уже встречались по подобному поводу, школу сумели отстоять. Но ведь тогда здесь было 42 ученика. С каждым годом в селе все меньше детей. И статистика неутешительная — по детсаду видно, что наполняемости классов в будущем не предвидится. Все это время мы каждый год изыскивали возможность сохранять школу. Но сегодня у нас остались только те школы, которые подпали под индивидуальное финансирование.
Надёжинцы узнали, что соседнему Хрипунову повезло. Их школа, хотя и гораздо менее современная, но насчитывающая 44 ученика, под такое финансирование подпала. А в Надёжине вся школа — 18 человек при нормативе получения подушевого финансирования на ребенка 14 человек в каждом классе. Тут даже при объединении двух классов в классы-комплекты набрать по 7 человек не получается. А значит, область не может финансировать содержание учебного заведения.
Плюсы и минусы
Впрочем, в Надёжине сохранится начальная школа, в этом же здании и детский сад. То есть самым маленьким ежеутренний отъезд из родного села не грозит. А вот пятиклассников и тех, кто постарше, с рассветом будет ждать школьный автобус. Таких здесь 11 человек, то есть более половины.
Начальник отдела по вопросам образования Галина Бутова обратила внимание сельчан на положительные стороны реорганизации:
— Для учащихся занятия в Хрипуновской школе дадут многое. Дети будут учиться в полноценной средней школе, участвовать в спортивных и культурных меро-приятиях. Для них организуются поездки на конкурсы, экскурсии, занятия в районном ФОКе. Они почувствуют себя частью коллектива, большой командой, что вряд ли возможно в маленькой школе на 18 человек. Какой коллектив, если по одному-два ученика в классе?
Надежинцы, в свою очередь, обеспокоены более ранним утренним подъемом детей на учебу, занятостью младших в то время, когда старшие еще учатся, а автобуса еще нет. Да и вхождение в сложившийся коллектив детей другого села — не простая психологическая проблема.
Между тем привыкать к ежедневной дороге придется не только детям. Перемены коснулись и педагогов. Для занятых в среднем и старшем звене работы в родной школе уже не найдется. Перспективу для них сотрудники отдела образования обрисовали нерадостную:
— Предлагаем места в хрипуновской и ардатовской школе № 2, там требуются учителя. Для тех, кто не сможет там трудоустроиться, предложит помощь центр занятости. Будем решать вопросы трудоустройства в индивидуальном порядке.
Для сложившегося коллектива педагогов, среди которых участники и призеры множества районных и областных конкурсов, это едва ли не катастрофа. Большинству до выслуги осталось лет по 15, и провести их в ежедневных разъездах, как студентам, не каждому по силам. Поневоле задумаешься об отъезде из родного села.
Транспортная проблема тоже далеко не последняя. С одной стороны, ехать на школьном транспорте от одного села до другого не больше 15 минут. В ардатовской школе № 1 есть опыт подвоза на учебу более ста детей из разных населенных пунктов. Оптимизация идет не первый год, опыт накоплен. Но, с другой стороны, сами местные жители сомневаются в том, что организовать регулярный подвоз будет просто:
— Мы здесь живем и знаем, что весной наша трасса проваливается постоянно. Не будет связи Надёжина с Хрипуновом, — раздавались реплики из зала. — А зимой в школу проехать можно будет далеко не каждый день. Нашу дорогу постоянно заносит снегом, и расчистить ее непросто. Будут ли это делать каждый день? Сомневаемся. Качество образования неизбежно будет страдать…
Предположим, что обещание чистить дорогу регулярно будет выполнено. Но ведь это опять расходы. В чем же тогда экономия от реорганизации?
Представители отдела образования заверили, что сделали все возможное, чтобы защитить в министерстве Надёжинскую школу. Ведь по нормативам она должна быть закрыта, если нет наполняемости классов. Удалось отстоять хотя бы начальное звено.
А у жителей снова вопросы. Педагоги Юлия Буеракова и Вера Уповалова рассуждают:
— Если здание все равно будут содержать, то вопрос только в фонде зарплаты педагогам? Но ведь это сопоставимые суммы. Наши зарплаты не столь велики. Да и так ли уж значительна будет экономия от реорганизации, если расходы теперь будут направлены на транспорт. Школьные «ГАЗели» тоже надо содержать и обслуживать каждый день.
Мама одного из школьников Вера Будашова, учитель словесности, дополнила, что коллектив готов отказаться от различных доплат, лишь бы ребятишки учились в родном селе. При этом заработок сельского педагога и без того невысок:
— Мы работаем за меньшие деньги, чем городские учителя. Не первый год преподаем в классах-комплектах, где собраны дети разных возрастов. Мы в одно время ведем, например, 5-6-е классы или 7-8-е. То есть за один академический час фактически проводим два урока. Чтобы отработать 6 часов в день, надо подготовить 12 конспектов. А зарплата одна. Никто не представляет, во что превращается наш вечер при подготовке к урокам.
На все эти трудности учителя согласны в надежде, что демографическая проблема временная. Рождаемость понемногу растет. Да и приезжают на жительство семьи. Недавно в Надёжино прибыла из Донбасса семья с двумя детьми. Но станут ли приезжать теперь, узнав, что в селе нет школы?
Статистические опросы показывают, что 100 процентов опрошенных главным условием жизни на селе после наличия жилья и работы называют школу. То есть при наличии переселенческого потенциала молодых и работо-способных людей дорога им в наши села отсутствием школ полностью перекрывается.
Об экономии и экономике
Людей старшего поколения, пришедших на сход, заботили проблемы и более масштабные.
— Почему у нас перестали думать, что когда закрывается школа, то село пропадает? — выразил общее мнение Виктор Вещунин. — В округе у нас чего только не позакрывали, кроме магазинов! Результат каждому виден — народ разъезжается, дома пустуют, молодежи не видно. Но если школы не будет, дела пойдут еще хуже. Какая рождаемость, если молодежь уезжает в город? Скоро и в хозяйстве некому будет работать. Останутся старики и дачники. Кому это нужно и что это за государственная политика?
Виктор Иванович как ветеран труда напомнил, что в Советском Союзе прекрасно понимали связь проблемы сельских школ с кадровым голодом сельхозпроизводства. В одном из постановлений Совмина СССР от 1973 года было ясно сказано: «В связи с отсутствием школы в селе дети вынуждены обучаться в школах, расположенных на большом расстоянии от места жительства… подвоз учащихся к школам отрицательно сказывается на закреплении кадров рабочих и специалистов в колхозах и совхозах». Совмин тогда предлагал заботиться не об «экономии», а об экономике страны. Сэкономив копейку, можно было потерять миллионы, лишившись рабочих рук в сельском хозяйстве. Предлагалось, наоборот, строить сельские школы, обеспечивать учителей льготами, а школьникам организовывать разнообразный досуг. Это, по словам ветерана, и есть настоящий государственный подход.
Сегодня проблема сельской школы тоже не снята с повестки дня. Вроде бы и деньги выделяются на ремонт и закупку современного оборудования, программа «Школьный автобус» в действии, Интернет сегодня практически в каждой школе есть. Однако все это лишь там, где содержание школы «экономически выгодно».
Но может ли вообще идти речь о выгоде, когда мы говорим о социальной сфере, в том числе образовании? Жители Надёжина отвечают, что нет. А как думаете вы?
Александр КУРИКОВ.
Ардатовский район.
От редакции. Ждем ответа на предложенный вопрос по электронной почте zemlyann@mail.ru