Без дела сидеть не велено
Пока ждали хозяина, «сигнализация» работала непрерывно. Да и когда глава КФХ Николай Вилков показался на пороге, шума не убавилось. Пес по кличке Цезарь службу свою нес исправно, о том, что на вверенной ему территории появились чужаки, сообщал всем Горкам заливистым лаем.
— Фермер, — коротко отрекомендовал себя хозяин.
Фермерскому хозяйству Вилковых всего три года, но Николай Дмитриевич — крестьянин со стажем. Подворье всегда держал, а потом стал расширяться.
— Кушать-то каждый день хочется, — объясняет принятое решение Вилков.
Поначалу пришлось хлебнуть лиха. Несколько месяцев молоко на землю выливал — сбыта не было. Потом зять помог наладить связи с предпринимателями из Лыскова, они творог делают. И молоко у Вилковых с удовольствием стали брать.
— Зимой все молоко в Лысково отдаем, — говорит Николай Дмитриевич. — А летом часть в Княгинино, на завод, вожу.
У Вилковых 20 коров. Была возможность увеличить поголовье ровно вдвое. Вырастили телочек и задумались: то ли продать, то ли себе оставить. Весы склонились в пользу первого варианта.
Если увеличивать число буренок, придется еще один двор строить, а это ж какие расходы!
Ферму Вилковы строили по областной программе, так что часть затрат в хозяйство вернулась. Автор проекта — сам Николай Дмитриевич.
— Да какой там проект! — машет он рукой. — Шагами отмерил длину и начал строить…
Тогда еще со строительством небольших животноводческих помещений было проще, разрешалось не заказывать чертежи, а делать так, как удобнее и дешевле. Вилковы той возможностью воспользовались. Решили обойтись без современного оборудования, на ферме доильные аппараты, ведра и «полуавтоматическая» система навозоудаления. Лопатой в тележку, из тележки в тракторный ковш, затем в поле…
На ферме же расположен «персональный банк» Вилковых. Хранят самое ценное — банки с молоком. В день по 70-80 трехлитровок набегает.
Искусственное осеменение не используют. К быку Яшке приводят на свидание зазнобу, а там жди прибавления.
Он, можно сказать, единственный парень на деревне. К нему со всех Горок невест направляют. Правда, Яшка разборчивый, не сразу расположение показывает…
— Телятник строю, — рассказывает Николай Дмитриевич.
Новостройка понадобится не только Яшкиному потомству. Вилковы к молочному направлению добавили мясное. Недавно на животноводческом дворе появился бык герефордской породы Гришка. В подругах у него нарядные коровы, так черно-пестрых буренок называет Татьяна Вилкова, супруга фермера. Но это пока. Со временем появится и герефордское стадо.
— Мясо перекупщикам отдаем, — говорит Татьяна. — В конце прошлого года цена была не ахти — 180 рублей за килограмм живого веса. Сейчас до 230 подняли…
Кормов, правда, больше требуется. Но Вилковы их сами готовят. Трактор, агрегаты купили на средства гранта, полученного по программе поддержки семейных ферм.
Сено свое, фураж тоже. А чтобы меню буренок совсем уж бюджетным сделать, налаживает Николай Дмитриевич дробилку. Пока же в соседнее сельхозпредприятие зерно возит, там комбикорм делает.
За рацион отвечает Татьяна. Она зоотехник, ей виднее.
— А еще пилу циркулярную наладил, теперь хоть своя доска всегда есть. Без этого в хозяйстве нельзя, — говорит Николай Вилков.
Скоро стройматериалы понадобятся в большом количестве. Фермер в собственность землю оформляет, построит на площади в гектар вольер. Выпустит поросят.
Сейчас хрюшек у Вилковых одиннадцать. Есть обычные, но имеются и пятнистые, и черные. По породе фермер животных не выделяет. Говорит, что у всех порода одна — поросячья.
Так вот, по задумке Вилкова, хрюшек он выпустит на вольные хлеба и по мере необходимости будет… отстреливать. Николай Дмитриевич пока фермером не стал, охотой увлекался. Сейчас с ружьишком по лесу дела не дают прогуляться. А душа-то просит…
Вилковы с хозяйством справляются вчетвером. Родителям помогают дочь с мужем. Но тяжела крестьянская доля, и молодежь все чаще в сторону города поглядывает…
— Мы — последнее поколение крестьян, — говорит Николай Дмитриевич. — Никто на земле работать не хочет. У нас в районе пятнадцать деревень, где нет никакого производства. И работы тоже нет. А таких хозяйств, как наше, единицы…
Вилков не просто так говорит, приглашал в свое КФХ работников — не идут. Еще и поэтому не расширяет производство.
Пока разговаривали с Николаем Дмитриевичем, он несколько раз высказывал желание свернуть хозяйство, заняться другим делом, не таким хлопотным.
— Да это я так, просто жалуюсь, — спохватился потом. — Так и буду фермером, пока силы есть. А мы, Вилковы, крепкие, так что нашему КФХ жить и жить. Да и отец мне не велел без дела сидеть…
Вот и следует Николай Дмитриевич завету родителя.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Спасский район.