12.03.2015

На этой ферме… нет скота

Мечта

Семейной ферме Малыгиных в Дивеевском районе по строгому официальному счету всего три года. Но на самом деле все началось еще в 1985 году, когда они решили завести личное подсобное хозяйство.

Занимались, как и многие, выращиванием картошки, овощей. Завели 25 свиней, кур и корову. Обычное крепкое подворье. Не бросали Малыгины работу на земле даже в самые трудные годы — наоборот, развивали хозяйство, налаживали рынок сбыта, накапливали постоянных клиентов.

В 2011 году получили статус фермер-ского хозяйства. Тогда же решились расширить дело. Приобрели и реконструировали складское помещение — получилась животноводческая ферма на 20 стойловых мест.

— Так начала воплощаться моя мечта о создании семейной фермы, — рассказывает Евгений Малыгин. — Вот дело интересное! А тут как раз целое движение по развитию семейных ферм развернулось, да и семья мою мечту поддержала. Ведь без этого ничего бы не получилось. Супруге, конечно, пришлось со спокойной библиотечной работы на ферму полностью переходить. Отрадно, что сыновья тоже загорелись этой идеей, хоть я и опасался, поймут ли. Они окончили пединститут, работают по профессии, но находят возможность постоянно помогать, взяв на себя сбыт — дело для меня как раз непростое…

По программе поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм Малыгины получили грант на развитие и помощь на улучшение жилищно-бытовых условий. Выдали 1,5 миллиона, Евгений на такую сумму даже не рассчитывал.

На средства гранта семья купила мобильную доильную установку и 20 нетелей в Верякушах. Директор агрофирмы «Верякуши» Наталья Авсентьева выделила им нетелей раннего отела, так что всего через месяц они начали давать молоко. Продукцию Малыгины реализуют в Дивеевский дом-интернат, в сети общепита, возят на сельскохозяйственные ярмарки Дивеева и Цыгановки.

Евгений прошел профессиональную переподготовку в одном из специализированных институтов, получил специальность «менеджер-организатор фермерского хозяйства».

Премии за неудобство

— Первый год был непростым, — говорит Малыгин. — Как вспомню, так сразу мурашки по коже. Было такое безденежье! Как только малейшие средства появятся — сразу уходят на корма, кредит, зарплату…

Случалось тогда и задерживать зарплату работникам, хоть была она маленькая — тысяч по пять всего. Очень благодарен односельчанам, которые вместе с нами работают. Соглашались потерпеть. За неудобство им потом премии выписывал. Горжусь, что весь костяк коллектива у нас сохранился…

Многие говорят Евгению, что кадровая политика у него «расточительная». Народу, мол, много содержит. На его сегодняшние 60 голов одних только постоянных работников восемь человек. И это не считая семьи, а то бы 13 человек получилось.

Но Малыгин твердо говорит, что выгонять кого-то из-за соображений рентабельности не будет. Люди у него подобрались под стать.

Именно благодаря усилиям коллектива уже на второй год стало полегче. Решили увеличить поголовье на 12 голов, стало у Малыгиных 32 коровы. Опять в программу вступили по увеличению поголовья и реконструкции двора, получили на это 480 тысяч рублей. Решили с тех пор стараться участвовать во всех объявляемых программах.

Хозяин тамбуры для коров потихоньку выстроил, молокопровод провел. Недешевое удовольствие — 550 тысяч рублей, но начинающему фермеру оформили рассрочку на 10 месяцев. «Ведь работать без молокопровода уже несолидно, — рассудили все вместе на ферме, — надо шагать в ногу со временем и требования к качеству молока строже выполнять».

Сегодня на семейной ферме 42 дойные коровы. Лист кормления для каждой постоялицы расписан особо и вывешен над тамбуром. В рационе у буренок ежедневно свекла и картофель с дробленым фуражным зерном. Проверенные свеклу и картошку на искусственные компоненты менять не стремятся.

Ежедневно под 900 кг надаивают. Проблем с выплатой зарплаты давно нет.

Мы пойдем своим путем

— Успех в том, что ферма у нас домашняя, — уверен Евгений Иванович. — Молоко отсюда выходит как от коров с личных дворов. Кормим принципиально без всяких добавок, к животным относимся по-доброму. Мы даже не говорим, что они — «скот». Здесь ни у одной нет номеров, только имена. Вот Ромашка и Мурашка, Венера и Майка. Даже намека не хотим на казенность. Коровки отвечают на доброе отношение — ведут себя покладисто и молока надаивают много. Не ожидал, что так быстро поднимемся. Думал, лет пять будем на коленях стоять, но вот и трех лет не прошло, а мы на подъеме…

Жена Марина Викторовна с улыбкой подхватывает:

— Мы ведь поначалу совсем не хотели телят содержать, а теперь пожалуйста — есть у нас молодняк. Перестали на это жалеть молока, на выпойку хватать стало. Да и сохранность телят у нас стопроцентная. Привесы достойные — 1,2-1,4 кг в сутки и даже больше…

На малыгинской ферме ранние отелы. При таком подходе получается, что фермеры в самое лучшее для сбыта время молока имеют в достатке.

— Круглый год у нас трехразовая дойка, — говорит хозяин, — чтобы молоко у коровы не терялось.

Стали примером

Фермерское движение в районе в последние годы стало заметнее. Поначалу вместе с Малыгиными было два-три фермера. Сейчас уже десяток, и желающих меньше не становится. Наверное, во многом благодаря примеру малыгинской семейной фермы.

Люди видят успех и сами берутся за дело. Ведь в деревнях это одна из редких возможностей зарабатывать.

— Лишь бы подножек не было, — рассуждает Евгений Иванович. — Ведь едва не запретили уличную торговлю молоком. Но разве будет лучше, если от таких «улучшений» фермер через год разорится? Покупателю от этого тоже плохо — он не хочет пить «порошковое» магазинное молоко, привыкнув к моему парному домашнему…

А пока фермерская семья решила осваивать новое для себя направление. К лету у них появится свинарник. Малыгины решили начать с 50 голов на откорме и пяти свиноматок.

Александр КУРИКОВ.