Из биографии Самовар Самоварыча
Как же без него наладить хоть мало-мальское подобие жилья. Есть самовар — и на душе веселее, а к нему еще гармонь… Мечта!
В Государственном историческом музее хранится вот такой самовар-бочонок. А принадлежал он самому Михаилу Илларионовичу Кутузову. Любил полководец вкусить чайку, и самовар всегда был наготове. Под мерный шум кипящей воды диктовал он письма своим генералам, а иногда собирал их на чаек после очередного совета.
Только удивляет странная форма самовара. Почему вдруг бочонок? Может, прихоть полководца? Да нет, и у партизанского командира Дениса Давыдова самовар такой же формы был.
Просто в то время подобной формы самовар пользовался большой популярностью. Предположительно, самовары-бочата изготавливались в Туле на фабрике братьев Назара и Ивана Лисицыных.
Есть у этих самоваров сходство с английскими чайными урнами, которые бытовали в то время. Но это, пожалуй, были последние заимствования. Дальше самовар заметно вытягивается и становится вертикальным по построению. Больше он от этой формы не отойдет.
Кстати, русские войска вошли во Францию в 1813 году со своими самоварами и приобщили к чаю Париж.
А командующий танковой армией Павел Семенович Рыбалко, герой уже другой войны, въедет на танке со своим самоваром в поверженный Берлин. Старый самовар московской фабрики А. Морозова подарили ему сослуживцы. Они знали, что Павел Семенович — большой любитель чая.
Не ошиблись сослуживцы с подарком. Маршал «гонял чаи» при каждом удобном случае. Причем любил накрывать стол в саду и приглашал всех, кто был поблизости. Случалось это не так часто, но чаевничанье с маршалом запомнилось, и, рассказывая о Рыбалко, сослуживцы непременно упоминали о чаепитии.
Говорили, как маршал сердился на своего адъютанта, который без меры сыпал чай в его стакан: мол, раскормишь, я и в танк не влезу.
Многие специалисты, изучающие самовары, склонны считать, что причиной рождения именно такого водонагревательного прибора, как самовар, стали дороги. Огромные российские просторы не располагали к комфорту. Отправляясь в дальнюю дорогу, путешественники вынуждены были снаряжать обоз и все необходимое брать с собой.
Как обойтись в дороге без кипяточка? И появились на свет дорожные самовары. Их конструкций было великое множество. Ножки у этих самоваров снимались, и в общем багаже они занимали совсем мало места. Их так и называли — «походниками».
Вот они, перед вами. Дорог им выпало изрядно. Но сколько благодарственных слов они заслужили от пассажиров пролеток, тарантасов, карет, с кем делили трудности и непогоду!