Posted in Благовест
25.12.2014

Знать, вещица неплоха, коль в руках у пастуха!

Побывав в музее колхоза имени Кутузова Ковернинского района, обнаружили, что есть экспонаты, о жизненном предназначении которых мы не знаем. Они свое отжили и превратились в музейные ценности. Председатель колхоза Владимир Петрович Петушков показал нам один из таких экспонатов и предложил угадать, что это такое.А мы, в свою очередь, адресовали вопрос нашим читателям.И вот пришли желанные ответы, да еще какие. В этом вы сейчас сами убедитесь.

Фотография вернула
в детство

Самый краткий ответ прислал наш постоянный читатель, житель деревни Коряковец Сокольского района, бывший профессиональный пастух Леонид Михайлович КОКОЛОВ, ему сейчас 74 года. Он сразу же все поставил на свои места:

«В руках у председателя колхоза Владимира Петровича Петушкова так называемый пастуший барабан. Он предназначался для оповещения жителей. Пастух дробным звуком утром давал о себе знать, а жители в это время сгоняли скотину в стадо. Доска для пастушьего барабана бралась сухая, сосновая, она наиболее звучная. А палочки были еловые, но это необязательно. Каждый пастух делал барабан под себя, какой ему нравился.

Звук пастушьего барабана был слышен далеко, и вечером ребятня, заслышав дробь, с криком «Стадо гонят!» бежала по деревне».

«Фотография председателя с барабанкой вернула меня в дет-ство, — пишет Альбина Иосифовна КОВШОВА из села Кузьминка Сергачского района. — Я в детстве жила в Семеновском районе на берегу Керженца. У нашего соседа-пастуха было аж три барабанки. Большая — отпугивать зверей, которые боялись сердитого стука. Эта барабанка в основном всегда висела в лесу, в пастушьем шалаше. Возвращали ее домой только в зиму. Вторая барабанка звалась «бакулихой». Она была красивая, с резьбой, а третья, маленькая, — «балабонька» с нарисованными ветками берез.

Утром пастух стучал именно в нее. Под нее вдоволь набегавшиеся за день дети не просыпались.

Коровы разбирались в команд-ных звуках барабанки: «Выходи со двора!», «В прогон, в прогон!», «Делай что хочешь!», «Опасно, беги!», «Общий сбор в одном месте!», «Домой!».

Расскажу случай, когда нас с коровой барабанка выручила.

У нас в деревне пасти коров гоняли иногда с вечера и в ночь. Это чтобы слепни не очень стадо мучили. Я прокупалась и барабанку не слышала. Вижу, что стадо уже мост прошло, а я еще корову не выгнала. Прибежала домой, корову на лямку прицепила — и бегом. Хотела напрямки через речку ее перевести, а она в воду не идет. Пришлось гнать вкруговую, за это время стадо уже далеко ушло. А куда его погнал пастух, не знаю. Словом, заблудились мы.

Ночь наступила. В лесу то потрескивает, то пощелкивает. Страшно стало. Бабушки сказывали, что молитву читать надо, а я и слов-то не знаю. Корова травы нащипалась и легла, я у нее под шеей устроилась.

Вдруг раздался звук барабанки. Корова тут же вскочила и резво пошла. Я чуть за ней по-спевала. Она точно вышла к стаду. Пастухи меня напоили чаем, согрели у костра, а когда рассвело, проводили до берега Керженца.

Явилась я домой в пять утра. А дома и спать не ложились, меня искали.

Вот такая история у меня связана с барабанкой-спасительницей».

Был еще такой случай…

Пришло письмо из села Танайкова Перевозского района от Надежды КУЗНЕЦОВОЙ:

«…Сама я родом из Краснобаковского района, и там этот пастуший музыкальный инструмент назывался «берданка». Почему так, не знаю. Но помню из своего детства, как пастух дядя Ваня перестуком будил поселок. Коровы уже знали, куда идти.

Как виртуозно постукивал дядя Ваня по, казалось бы, простой доске! Мелодии у него не повторялись. За ночь, что ли, он их придумывал?

Нам, ребятишкам, его отполированная до блеска «берданка» казалась волшебной. Когда пастух приходил к нам ужинать, а тогда кормили пастухов по очереди, то вешал свой музыкальный инструмент на гвоздик, а пиджак мог и на табурет кинуть. Мы, дети, украдкой подбирались к «берданке» и старались ее потрогать. Не знаю почему, но тянуло нас к ней.

Вот такая грустная и далекая история. Теперь звука пастушьего инструмента не услышишь. И сельскую тишину спугнуть некому».

Откликнулась на нашу публикацию Софья Владимировна МОШКИНА из села Зарубина Чкаловского района:

«…Как хорошо, что вы вспомнили про этот нехитрый пастуший инструмент — барабанку. А это значит, что есть повод вспомнить и о самых незаметных сельских тружениках — пастухах. У нас был такой Сергей Кулыгин. Барабанка у него была — загляденье, вся резная, палочки точеные. А как он играл на своем инструменте, какие коленца выделывал. Не поверите, плясали под барабанку.

Вот пастухов все изображают с хлыстами, кнутами и никогда с барабанкой.

Вы знаете, меня просто взбудоражила заметка о барабанке. Незаслуженно ее забыли».

Константин Васильевич ХАЙДУКОВ из села Круты Ковернинского района вспоминает такой случай из детства:

«…Раньше было принято «по чередам» кормить пастухов. Причем обед надо было носить на пастбище, а кто это будет делать, как не ребятня. Кормили пастухов хорошо, чтобы коров не обижал, а потому корзина всегда была увесистой.

Пастух дядя Вася поджидал меня в шалаше. Коровы лежали в тени деревьев, смачно пережевывая свою жвачку. Дядя Вася пообедал и попросил меня посидеть, посмотреть за стадом, пока он «по примету» за белыми грибками сбегает.

Делать было нечего, пока мое внимание не привлекла барабанка. Вот тут и подумалось: а дай я постучу, как дядя Вася. О последствиях я и не подумал…

После первых же моих «аккордов» коровы вскочили, замычали и ломанулись к выходу из калды. Но выход был закрыт. Первый ряд коров остановился, а второй его подпер, ограда треснула и повалилась, все стадо с мычанием и топотом вынеслось из калды. Я не знаю, что бы было дальше, но прибежал дядя Вася. Он вырвал у меня барабанку, отстучал на ней свою привычную дробь, и коровы тут же успокоились. Все стадо повернуло за ним. Через несколько минут порядок был восстановлен».

В просьбе нашей давней читательницы Зои Ивановны СЫЧЕВОЙ из села Воскресенского Воскресенского района мы отказать не могли:

«…К музею в селе Анисимове, где расположена главная усадьба колхоза имени Кутузова, я тоже причастна. Мы начинали создавать этот музей и собирали экспонаты по всем деревням.

А я хочу вспомнить о нашем колхозном пастухе Михаиле Ивановиче Евдокимове. Не поверите, но он 25 лет работал пастухом.

В то время скота было много, и ему приходилось пасти телят, коз, овец и даже поросят. Он ни от какой живности не отказывался. И в работе ему помогала барабанка. Как он с ее помощью управлялся со стадом, для меня до сих пор загадка. Что на этой барабанке можно было сыграть — дробь, да и только. А он знал столько разных мелодий. Все его слушались, даже поросята подхрюкивали. С музыкальным слухом у них было, видимо, плохо, и они будто друг у друга переспрашивали, чего от них пастух хочет.

Что за инструмент такой: доска и две палочки, а как пастух играл на нем — заслушаешься. Так что давайте вспомним незаметных колхозных тружеников — пастухов. От них ведь многое зависело, но понимаешь это только сейчас, когда пастух стал редкостью».

 

Продолжение следует?

Хороший у нас получился разговор. И расходиться не хочется. Будет ли продолжение? А почему бы не быть?

Как сейчас водится, прежде чем что-то выведать о пастушьем барабане, мы заглянули в Интернет — знают ли там о нем?

Оказалось, знают, и вот что мы вычитали:

«Пастуший барабан — общепринятое название пастушьего ударного инструмента, издавна бытующего в Архангельской, Ивановской, Костромской, Вологодской областях. Инструмент имеет и другие диалектные названия: пастушня, брякоталка, стукоталка».

Как видите, распространение барабанки в нашей области не зафиксировано. Письма в редакцию пришли в основном из северных районов области. Не будем забывать, что Ковернинский район некогда входил в Костромскую губернию. Так что барабанка — инструмент в наших краях не чуждый. Менялись границы, а барабанка места жительства своего не меняла.

Кстати, пришло письмо из одного южного района — Ардатовского. Наш постоянный читатель из села Голяткина Михаил Николаевич КЛЕМЕНТЬЕВ (69 лет) сообщил, что в их краях барабанка не наблюдалась, а пастух пользовался трубой.

Во Владимирской области самым ходовым пастушьим музыкальным инструментом были рожки. Где-то даже пользовались флейтами.

Но мы возвращаемся к барабанке.

Тут нельзя не обратить внимания на письмо Александра Павловича ПЯТНЕВА (86 лет) из поселка Катунки Чкаловского района. Он напомнил о том, как изготавливалась барабанка:

«…Доска и две колотушки (у нас так назывались палочки) — вот и весь инструмент. Только доску надо было брать еловую, сосновую или осиновую. Звук зависел от толщины доски. Колотушки изготавливались с утолщением на концах. Для них подбиралось дерево покрепче. Хороши были яблоневые колотушки.

В центре доски сверлилось несколько отверстий. Они помогали резонировать звук и одновременно предохраняли доску от растрескивания.

Когда играли на барабанке, к телу ее не прижимали, иначе глушился звук.

Конечно, точного совета по изготовлению барабанки никто не скажет, каждый пастух подбирал ее по своему слуху, он ее и совершенствовал.

Но, скажу вам, на барабанке можно играть любую мелодию, а если еще приглушать или «отпускать» звук…

Инструмент оказался незаслуженно забыт, а может, это произошло еще из-за того, что он не везде был распространен. Почему бы нынешним народным коллективам не возродить его?»

А вот это уже интересное предложение.

Между прочим, еще в 70‑е годы прошлого века в северных районах области ни один смотр художественной самодеятельности без барабанки не обходился.

Может, кто возьмется за возвращение барабанки в арсенал народных музыкальных коллективов. А там и до фестиваля очередь дойдет.

Вот тогда наш разговор будет не только воспоминанием о прошлом.

Публикацию подготовил
Вячеслав ФЕДОРОВ.