Posted in Экономика
25.12.2014

Портрет в профиль и анфас

По сообщению начальника отдела министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Павла Лузина, в нашем регионе зарегистрировано 119 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса с учетом микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Всего в них занято 585 тысяч человек, или 35 процентов от общего количества работающих. Наблюдается рост показателей. За второй квартал (по третьему данных пока нет) оборот составил почти 288 млрд рублей, налоги — 3,5 миллиарда. Отгружено товаров на сумму 126 млрд рублей. Инвестиции в малые предприятия — почти 9 млрд рублей.

Не случайно остановил внимание на этих позициях. Ведь именно эти критерии взяты в основу оценки предпринимательской деятельности в различных регионах России. Как сообщил заместитель председателя облсовпрофа, сопредседатель региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Михаил Орлов, в комплексном зачете Нижегородская область занимает второе место в стране, уступая лишь Москве.

Но он же отметил, что основные виды деятельности малых и средних предприятий — розничная и оптовая торговля, а также автосервис. И только 10 процентов составляют предприятия, которые занимаются производственной деятельностью. Количество рабочих мест растет, и это хорошо. Плохо другое — условия труда не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством, нередки случаи травматизма.

— Мы, к сожалению, констатируем, что уровень травматизма на малых предприятиях гораздо выше, чем на предприятиях крупного бизнеса, — подтвердил главный государственный инспектор труда в Нижегородской области Андрей Емельянов.

Разумеется, не могли в этой дискуссии обойти тему выплаты заработной платы на предприятиях малого и среднего бизнеса, нарушений в этой сфере. Два десятка лет на всех уровнях власти идет речь о «серых» зарплатах, выплатах в конвертах, по-черному. Естественно, при этом бюджет недобирает подоходного налога, а своих наемных работников работодатели лишают тем самым значительной части их будущей пенсии.

— В государственную инспекцию труда поступает большой поток заявлений от граждан, которым не выплачивают зарплату, — констатирует Андрей Емельянов. — И вообще огромное количество нарушений сводится не к каким-то сложным, труднопонимаемым предпринимателями процессам, а к самому элементарному. К примеру, просим наемного работника показать трудовой договор, а в ответ слышим, что никакого договора работодатель с ним не заключал. О какой социальной ответственности предпринимателя может в данном случае идти речь?

— Позиция прокуратуры области в этом вопросе всегда будет принципиальной: заработная плата должна быть своевременно выплачена, — вступила в разговор старший прокурор управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Наталья Акимова. — Права работников должны быть соблюдены. Если заработная плата не выплачивается полностью свыше двух месяцев либо частично свыше трех месяцев, прокуратора будет настаивать на реальном наказании работодателя вплоть до лишения свободы. Эта позиция применима к любому бизнесу — малому, среднему, крупному.

В то же время некоторые участники заседания за «круглым столом» считают, что предприниматели встречают в своей деятельности немало административных, налоговых и иных барьеров. Именно поэтому, по их мнению, многие предприниматели не справляются со своими обязательствами перед наемными работниками и госказной. В этом плане единодушное одобрение со стороны должностных лиц и экспертов, принимавших участие в дискуссии, получили недавние инициативы президента России по введению налоговых каникул, льгот для малого бизнеса.

Но тут же возникает немаловажный вопрос: когда все эти меры вступят в силу, изменится ли в лучшую сторону положение наемных работников или все преференции скажутся только на благосостоянии работодателей?

Николай РЯЗАНОВ.