И чутьём, и умением
Этот год сельхозпроизводители Спасского района могут занести себе в актив. Гигантский шаг вперед в плане наращивания производства был сделан в 2013-м, а в 2014-м — очередной, не менее значимый. И ничего удивительного нет в том, что район отмечен штандартом губернатора области. Спасский край вошел в тройку лидеров по приросту показателей в сравнении со средними полученными за предыдущие 5 лет.
Успех? Несомненно. Но разговор с Александром Жировым председателем СПК имени Буденного — а это хозяйство является флагманом сельхозпроизводства района и его доля в общей копилке успеха существенна — постоянно скатывался на проблемы.
— Показатели нас радуют, — говорит Александр Викентьевич. — Урожайность получили хорошую — 30,5 центнера с гектара, валовой сбор зерна составил 10 тысяч тонн, в производстве молока идем с прибавкой, но… Хозяйство настолько закредитовано, что не знаю, как проживем ближайшие полгода.
Критическая точка — май 2015-го. Именно тогда предприятие погасит основную ссудную задолженность. А пока платежи в банк съедают основную сумму выручки, так что ни о каком развитии речи идти не может.
— Ситуация осложняется тем, что на платежи по текущим кредитам наложились выплаты по пролонгированным, — поясняет Александр Жиров. — В 2010 году, когда засуха лишила нас тех доходов, на которые рассчитывали, банкиры отложили сроки выплаты по кредитным договорам, заключенным в то время. И сейчас на хозяйство легло двойное бремя.
А деньги предприятию ой как нужны. Реконструкция проведена всего в двух животноводческих дворах. Один обновили самостоятельно, второй — с помощью областной программы поддержки животноводства. На очереди еще два. Там нет молокопроводов, молоко носят вручную. Условия труда тяжелые, молодежь не идет на ферму, выручают преданные люди, не один десяток лет отдавшие хозяйству. Но это пока, а что ждет в будущем?
— У нас все предприятия в округе привлекают работников из ближнего зарубежья, — рассказывает Александр Викентьевич. — Мы не исключение. Требуются пастухи, доярки, высококвалифицированные механизаторы. Снять остроту проблемы помогло бы решение жилищного вопроса. Но предприятие находится не в том финансовом состоянии, когда есть возможность строить дома и покупать квартиры работникам. Мы даже в программу, согласно которой при строительстве дома 40 процентов оплачивает бюджет, 30 — специалист, 30 — хозяйство, вступить не можем, не потянуть. И тут нам нужна помощь.
Поддержка требуется и при обновлении животноводческих дворов. В областную программу попасть будет непросто. Регион делает ставку на крупные комплексы от 1000 голов и выше. А в СПК имени Буденного во всем дойном стаде 473 коровы. Так что масштабный комплекс предприятию не нужен, да и не осилить ему строительство объекта стоимостью минимум полтора миллиарда.
— Это новая программа, и прежняя, по которой оказывают поддержку при возведении небольших дворов, еще действует, — говорит Александр Викентьевич. — Но пробиться в нее очень тяжело. Основное финансирование пойдет на крупные комплексы.
И все же руководитель предприятия надеется. Для хозяйства жизненно необходимы и новые дворы, они позволят подняться животноводству на новую ступень. Практика показывает: на двух обновленных фермах на настоящий момент надой на корову составляет 4200 литров, на других — до 4000 не дотягивает.
— На каждом из реконструированных дворов работают по три доярки, — рассказывает Галина Серякова, главный зоотехник предприятия. — Они и за коровами ухаживают, и за порядком следят, да еще телята на их попечении. Справляются. Зарплату за это получают соответствующую — по 25 тысяч рублей. Хороший стимул.
Итак, один из шагов на пути к увеличению продуктивности коров — модернизация. Второй — стимулирование доярок. Третий — кормовая база. Качество кормов в хозяйстве ставят во главу угла. Приобрели весь комплекс техники, современной, производительной. В этом году купили кормозаготовительный комбайн. Это позволило запасти необходимый объем сенажа не за две недели, как было раньше, а за пять дней.
— Травы срезали сочные, потому и корм получили питательный, — говорит Галина Васильевна. — А в следующем году будем еще и консервант вносить сразу, в комбайне есть такая функция. К тому времени закончим ремонт сенажных траншей. Работу уже ведем, положим по бокам пленочку, законсервируем, как положено. Вот тогда и с коровы можно будет спросить за небольшие надои.
В этом году 50 гектаров отвели под кукурузу на зерно. Початки вызрели, но из-за большой загруженности сушильного хозяйства зерно не молотили, а измельчали — на комбайн ставили конкрекер. Все пошло в силос. Таким образом затраты уменьшили.
— Вот еще одна наша болевая точка, — говорит Александр Викентьевич. — Зерноочистительным машинам 30 лет, сушилке — 15. Последнюю сконструировали сами, лично разработал агрегат. Что-то придумал, что-то подсмотрел. А себе-стоимость его составила всего 15 тысяч рублей. При этом ежегодно пропускаем через сушилку по 5-6 тонн зерна.
Это не единственный агрегат, который разработали местные умельцы. Из мельничного станка сделали плющилку. Попробовали зерно через нее пропустить, качеством остались не совсем довольны. Но к следующему году доведут до ума. И необходимость в покупке дорогостоящего агрегата отпадет.
— Выживаем во многом благодаря профессионализму наших специалистов, — продолжает Александр Жиров. — У нас не только технари с выдумкой, но и животноводы, растениеводы. В прошлом году, например, озимыми успели засеять полторы тысячи гектаров. У агронома чутье сработало, благодаря чему сроки сева с 25 августа перенесли на 19-е. И выиграли. Летом по 40 центнеров с гектара собирали.
Тут бы жить да радоваться, но другая проблема — цена.
— Лет 10-12 назад зерно стоило
6-7 рублей за килограмм, солярка — 11, — делится наболевшим Александр Жиров. — Сейчас за зерно дают по
6-7 рублей, ГСМ покупаем по 30. На молоко цена еще недавно на уровне 20 рублей дер-жалась, теперь вниз поползла. А мясо в магазине стоит по 400 рублей, мы же продаем по 100. Оттого и рентабельность предприятия всего на уровне 2 процентов.
Снижать планку нельзя. Если хозяйство уйдет в минус, ни рубля кредитов не получить. А Александр Викентьевич все же смотрит в будущее, ведь после того, как минуют критическую точку, можно и планы развития строить. И тут без кредитных средств не обойтись.
Юлия МИНДАЛЁВА.