Шапки оставим при себе
В Минсельхозе РФ неплохая столовая. Кто бывал, тот знает. И повара умелые, и цены приемлемые, и выбор нормальный. Но если заглянуть на кухню, то обнаружатся интересные факты. К примеру, пюре там заваривают из полуфабриката известного зарубежного производителя.Этот секрет открыл нам один из сотрудников аграрного ведомства в ходе встреч на агропромышленной выставке «Золотая осень-2014» в Москве. А ведь минсельхозовская кухня, если поразмыслить, иллюстрирует состояние всего продовольственного рынка страны.
Легко сказать
Транснациональные корпорации основательно закрепились в России. Крупные иностранные производители продуктов питания стали уже системообразующими предприятиями. Они пополняют налогами казну, в ответ пользуются бюджетными субсидиями при получении льготных кредитов.
Чьи цистерны курсируют по всей России, чтобы собрать молоко у крестьян? Этих самых компаний. Многие отечественные молокозаводы превратились в пункты сбора сырья для них. До поры это считалось в порядке вещей, теперь наступает прозрение.
Уже раздаются предложения ограничить объем прямых иностранных инвестиций в производство на территории нашей страны. Прозвучала такая мысль и на конференции по проблемам продовольственной безопасности России в новых международных условиях, которая состоялась в рамках «Золотой осени».
Легко предложить, да не просто сделать. Во-первых, как мы уже говорили, транснациональные компании буквально вросли в нашу экономику. Во-вторых, российская перерабатывающая и пищевая промышленность при нынешнем состоянии не может обеспечить импортозамещение. А именно этим отраслям, в конечном счете, предстоит наполнять прилавки.
Иногда и деньги бессильны
Техническая оснащенность переработки и пищевой отрасли оставляет желать лучшего. Об этом говорила ректор Московского государственного университета технологий и управления Валентина Иванова. Оборудование изношено на две трети. Интенсивно обновлять его нет возможности, поскольку прибыльность предприятий низка. Средняя рентабельность у мукомолов, к примеру, всего 3 процента, у хлебопеков — 8. Не сильно отличается ситуация в молочной промышленности.
Словом, средств хватает зачастую лишь для поддержания штанов.
Да дело не только в деньгах. Отечественное машиностроение сильно потрепано, а потому не может предложить производителям продовольствия современное оборудование в нужных объемах. На западное же теперь не понадеешься – санкции, эмбарго.
Валентина Иванова видит выход в том, чтобы начать теснее сотрудничать с Белоруссией и Казахстаном. Там машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности развивается в ногу со временем.
Вообще, Валентина Николаевна считает, что надо создавать Евразийскую аграрную ассоциацию, в рамках которой подтягивать АПК стран-участниц до необходимого уровня. Но об интеграции мы поговорим чуть дальше.
Что первично?
Особая история — торговля. Тема засилья крупных сетевых магазинов не нова, но в нынешней ситуации надо по-новому взглянуть на нее.
Участники конференции отмечали, что политика торговых сетей отнюдь не способствует продвижению отечественных продуктов питания. Очень часто наши производители просто получают отказ, когда пытаются реализовать через сетевиков свой товар. Представитель Минсельхоза РФ Владимир Азаров, который вел конференцию, сообщил, что сети готовы брать продукцию российских производителей. Но она должна соответствовать требованиям к упаковке, объемам поставок и так далее. Вот здесь-то, думается, и нужен новый подход.
Если государство взяло ориентир на отечественных производителей, то с какой стати ему оглядываться на требования сетевиков? Разве они должны диктовать условия, если речь идет об интересах страны?
К слову, по данным аграрного комитета Госдумы, до 70 процентов торговых сетей принадлежит иностранным собственникам. Есть над чем подумать.
Бурные
аплодисменты
Конечно, на конференции много говорили о поддержке сельского хозяйства. Все понимают, что аграрный комплекс первичен в вопросах продовольственной безопасности.
Между тем ему сейчас, пожалуй, сложнее всего. Как отмечает директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства (ВНИИЭСХ) Иван Ушачев, долги сельхозпредприятий увеличиваются.
Казалось бы, при росте цен на продовольствие финансовое положение крестьян должно улучшаться. Но доходы аграриев почти не изменились. Дополнительные средства оседают в других звеньях продуктовой цепочки. А те крохи, что перепадают селу, мгновенно съедают «партнеры» — поставщики различных ресурсов.
Даже Владимир Азаров, хоть и государев человек, а не удержался от критики естественных монополий. Тарифы, условия оплаты, лимиты не дают земледельцам дышать.
И опять встает вопрос увеличения финансирования АПК со стороны государства. Изменения в госпрограмму развития сельского хозяйства, безусловно, будут внесены, однако не следует надеяться на золотой дождь. Эксперты предлагают одну сумму, аграрное ведомство другую — поменьше, а на деле получится еще скромнее. Причем значительную часть прибавки пока планируется пустить на субсидии банкам с целью уменьшения процентов по кредитам для крестьян.
Эта тема тоже стала притчей во языцех. Не раз прозвучало, что подобные субсидии — поддержка банков, а не заемщиков. Кредитные учреждения к тому же все время ужесточают условия получения займов.
А ведь нет гарантии, что сами не столкнутся с проблемами. Многие российские банки до сих пор пополняли резервы за счет недорогих зарубежных кредитов, теперь, по понятным причинам, этот ручей пересыхает.
Иван Ушачев считает, что при таком раскладе надо в корне менять систему работы Россельхозбанка. Он должен функционировать не как коммерческая организация, а как оператор по предоставлению госсредств крестьянам под минимальный процент. Эта идея была встречена, как говаривали когда-то, бурными продолжительными аплодисментами.
Надо создавать
С 2015 года начнет функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Эта организация придет на смену Таможенному союзу, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Интеграция должна стать еще более глубокой. Собирается присоединиться Армения, высказали желание Киргизия и Таджикистан.
Кто из нас не смотрел фильм «Служебный роман». Помните, как секретарь раздумывала, надо ли покупать сапожки? Когда не в меру серьезная начальница назвала их вызывающими, решение было принято: «Значит, надо брать!»
Примерно так получается и с ЕАЭС. Политики на Западе разве что в истерике не бьются по поводу его создания. Хилари Клинтон заявила, что следует всячески мешать этой инициативе. Значит, надо создавать.
Эксперты признают, что подобный союз может многое дать для развития наших государств, в том числе – для обеспечения независимости от поставок импортных продуктов питания. Интересно, что на базе Уральского государственного экономического университета создается институт продовольственной безопасности, который будет проводить различные исследования для ЕАЭС. Если другие вузы и научные учреждения пожелают участвовать, то пожалуйста.
Ну а при создании Евразийского союза надо действовать смелее, считает Иван Ушачев. Скажем, сейчас документы союза предусматривают проведение «согласованной аграрной политики», тогда как в Евросоюзе проводится «единая аграрная политика». Почему бы нам не предусмотреть такую?
От себя добавим пожелание, чтобы ЕАЭС внимательнее относился к принятию решений. Еще на слуху история, когда Таможенный союз запретил крестьянам торговать молоком с цистерн на улицах городов, сел и даже деревень. В связи с западными санкциями этот запрет как-то забылся — и правильно.
Иначе никак
Хорошо, что конференция по продовольственной безопасности стала не просто дежурным разговором на фоне выставки достижений российского АПК. Создана рабочая группа, которая систематизирует идеи и подготовит предложения для правительства страны.
Проблема импортозамещения гораздо глубже, чем ее порой хотят показать. Способна ли Россия прокормить себя? Способна, однако для этого надо распутать целый клубок проблем, которые копились не годами — десятилетиями. Шапками эти проблемы не закидаешь, надо засучить рукава и взяться за распутывание. Работа рутинная, но иначе никак.
А шапки оставим при себе, чтобы головы не надуло. Судя по обстановке, они еще пригодятся — головы.
Александр СИНИЦЫН.