Месту встречи изменять нельзя
Не изменяя своему постоянному месту, она «переехала» из ВВЦ в ВДНХ, хотя по генетической справедливости полагалось быть этой выставке на ВСХВ. Именно так 1 августа 1939 года стала называться главная экспозиция аграрных достижений страны — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. 75 лет назад огромная сформировавшаяся страна взялась за самый важный сектор экономики.
Юбилейный год вернул название ВДНХ — Выставка достижений народного хозяйства. Пусть так, только не безликий Всероссийский выставочный центр, в котором почти все павильоны были сданы в аренду коммерсантам.
Теперь же будет где посмотреть достижения народного хозяйства, а работники сельского хозяйства свою выставку и не покидали, вот только особо хвалиться было нечем.
Сейчас есть чем. И мы в этом убеждаемся каждый год, приезжая на «Золотую осень», самую популярную выставку у аграриев России. Каждый раз замечаем что-то новое, отличное от предыдущих показов.
В этом году заметны были фермеры. Обычно они приезжают со своей продукцией, искать их надо в торговых рядах.
А в этот раз они наводнили второй этаж выставочного павильона, где были сосредоточены классы теоретической подготовки. Программа учебы была разнообразной. Если взглянуть на список предлагаемых тем, то любому студенту он покажется скучным. Но студент недоросль, а тут парни возраста чуть выше студенческого, но уже попробовали, как они выразились, «фермерить». Убедились: энергия есть, опыт кое-какой нажили, хватка есть, желание тем более, а вот современных знаний маловато.
Все аудитории выставочного центра были заполнены под завязку.
Забавно было смотреть на здоровых парней с дочерна загорелыми лицами, «упакованных» в модные пиджаки и белые рубашки. Галстуки, аксессуары торжественности и праздничности, быстро перекочевали в портфели — мешают. Академики и профессора, руководители семинаров попадали в окружение до полного разъяснения насущных вопросов. Каждый ответ на вопрос — это задел для будущего урожая.
Аналитики уже отметили, что в фермерском деле силу набирает вторая волна. К первой волне можно отнести родителей этих парней, которые взялись за трудное дело.
Краем уха слышу интервью, которое берут телевизионщики у невысокого крепыша.
— Родители отговаривали идти по их следам. Видел я, трудно им это дело давалось. Попал в армию, в десантные войска, и тут решил, что буду фермером. Надо же что-то в жизни преодолеть. Поступил в сельхозинститут и завел отару овец. Справляюсь. Выставка «Золотая осень» для меня как вдохновение. Сколько здесь уже знакомых!
Но прозвучал звонок, и парень сорвался на очередной семинар, бросив на ходу:
— Да сообщите зрителям, что шерсть овечья никому не нужна, пропадает. Кликните по телевизору, может, кто возьмет, хоть недорого. Жалко ведь выбрасывать.
Для москвичей «Золотая осень» тоже праздник. В этот раз всех торговцев разместили в крытых павильонах‑модулях. И дождичек, который моросил, уже не стал помехой.
Мясо из Белоруссии, овощи и фрукты из Сербии, кукуруза с фиолетовыми зернами из Китая… Конкуренты? Партнеры. Место на «Золотой осени» найдется всем. И уже непонятно, чей это праздник — аграриев или потребителей.
Еще одна отличительная черта выставки. Ее на этот раз посетило много городских глав. Приглядывались они к новым возможностям. Мэр Москвы решительно заявил, что в этом году в столице открываются 23 региональные постоянно действующие продовольственные ярмарки. Можно себе представить, какой отток сельхозпроизводителей ожидается в регионах. А мы по Нижнему Новгороду знаем, как в областном центре неприветливо относятся к поставщикам сельхозпродукции — фермерам.
Когда-то в Москву за песнями ездили, но лучше туда ездить за российским опытом. А месту встречи изменить нельзя — ВДНХ.
Вячеслав ФЕДОРОВ.