Posted in Семья
20.10.2014

Разведка доложила точно

Ученые утверждают, что самой большой проблемой, стоящей сегодня перед человечеством, является недостаточное внимание к изменениям климата. Будь то «арктическая метановая бомба», стремительное окисление Мирового океана или же апокалиптическое наводнение из-за глобального потепления, изменение климата влияет на жизнь каждого из нас. Возможно, поэтому прошедший недавно в крупнейших городах всего мира Климатический марш собрал рекордное количество участников — около 700 тысяч человек. В этих акциях родилось движение, которое сможет выразить свою волю правительствам всех стран на климатическом саммите в Париже уже через год.

Затраты
оправдываются с лихвойСтабильное развитие невозможно без бережного отношения к любого вида ресурсам, в особенности природным. По мнению начальника департамента Росгидромета по Приволжскому федеральному округу Владимира Соколова, в нашей стране после провальных 1990‑х, когда метеослужба чуть не исчезла вовсе, государство уделяет пристальное внимание экологическим направлениям.

— Затраты государства на метеорологов оправдываются в глобальном масштабе, — убежден Владимир Владимирович. — На каждый вложенный рубль отдача в 10 рублей, ведь вовремя предотвращенные последствия опасных природных явлений — это вклад в экономику страны. Наши наблюдения и прогнозы помогают всем службам и ведомствам быть готовыми к природным катаклизмам. Количество опасных и труднопрогнозируемых явлений в стране и мире с каждым годом увеличивается. А мы живем в регионе, где очень большая концентрация населения. Возросшая сила ветра, высокий разлив рек, лесные пожары — ко всему этому мы помогаем быть готовыми. С прагматической, бытовой точки зрения у нас зимы стали холоднее. Наблюдения это четко фиксируют. Прогнозы нашей службы утверждают, что зима будет суровой. Значит, потребуются большие объемы топлива…

По мнению Владимира Соколова, все вышеперечисленное требует еще более точных наблюдений. Для этого необходимо развивать сеть метеоплощадок с современным оборудованием. Одна из таких площадок находится в Арзамасе — это Центр мониторинга состояния окружающей среды (ЦМС), на базе которого на днях прошло заседание секции журналистов-экологов.

Не пользуйтесь слухами- Знакомые часто спрашивают меня, какая будет завтра погода. На это я обычно отвечаю: «Давайте вместе в Интернете посмотрим», — начал беседу с шутки начальник ЦМС Алексей Рябинкин. — Дело в том, что мы не прогнозисты и не синоптики, а метеорологи. То есть наша служба может точно сказать, какая погода сейчас: мы ведаем не прогнозами, а наблюдениями…

Центр мониторинга образован недавно — в 2008 году. Но службе наблюдений за окружающей средой в Арзамасе более 130 лет. Основное направление работы — гидрометеорология, однако спектр мониторинга широчайший. Ведется целый комплекс агрометеорологических наблюдений, у центра есть свои поля для этих целей. Здешний агрометеоролог в составе комиссии выезжает и для оценки ущерба хозяйств от засухи или иных природных воздействий.

Целью государственной программы, по которой строился центр, является повышение инвестиционной привлекательности нашей области на основе высокого уровня ее гидрометеобезопасности. Население должно быть широко информировано службами мониторинга о степени загрязнения окружающей среды. Сегодня на сайте Росгидромета любой может найти полную информацию о состоянии окружающей среды на текущий момент. Вместо толкования слухов о «выбросах» в атмосферу предприятиями и ядерным центром, которыми так часто обыватели пугают друг друга, можно ознакомиться с реальной экологической картиной.

— Государство очень помогло центру в части технического перевооружения, — продолжает Рябинкин. — Мы хорошо оснащены. Особая гордость — автоматическая метеостанция. Она без участия человека получает информацию и передает ее прогнозистам. Наши данные используют для формирования карты погоды, прогнозов. Есть у нас и бесконтактный осадкомер, передвижная лаборатория. Оборудование в основном отечественное, лишь некоторые узлы и агрегаты импортные.

Чему позавидовали
голландцы- В Арзамасе площадка современная и в то же время площадка будущего, — добавил Владимир Соколов. — Таких центров по всей стране должно становиться все больше в целях безопасности всего общества. Кстати, в рамках международного обмена данными во время визита в Арзамасский ЦМС голландских специалистов мы с гордостью констатировали, что наши станции превосходят те, которые используются в Нидерландах.

Однако как моряки высоким шиком считают умение пользоваться «древними» навигационными приборами вроде секстанта, так и метеорологи не полагаются на одну только автоматику. На территории центра большая площадка для наблюдений, которые ведутся круглосуточно по семи параметрам с использованием обычных флюгеров, термометров и осадкомеров.

Самый красивый прибор на площадке — гелиограф. Человеческий глаз не способен уловить мельчайшие лучики света, а гелиограф может. Пойманный луч прожигает специальную пластину в приборе, и лаборант фиксирует проглядывание солнца сквозь облака, а по количеству прожигов понимает, сколько света.

Арзамасский ЦМС охватывает наблюдениями и соседние районы. С недавних пор в этом помогает передвижная станция. Это целая лаборатория на базе полноприводного автобуса. В нем множество датчиков и анализаторов. Можно проводить комплексные исследования. Есть возможность забора воздуха без выхода человека из автомобиля. Это важно при наступлении опасных условий, задымления, заражения. Так что лаборанты готовы вести настоящую экологическую разведку.

Малые реки —
большая заботаЗначимой для практического использования в интересах Нижегородской области стала научно-исследовательская работа «Оценка современного состояния и разработка рекомендаций по повышению гидро- и экологического потенциала средних водотоков на примере реки Тёши». Задача привлечения внимания к проблемам малых рек, по мнению начальника Центра мониторинга окружающей среды Верхне-Волжского УГМС Нины Андрияновой, сегодня представляется сверхактуальной. Именно поэтому ЦМС Арзамаса сегодня проводит эту работу совместно с океанологами крупнейших научных институтов России.

— Малые реки — кровеносная система области и наша больная тема, которой, к сожалению, очень мало занимаются, — отметила Нина Васильевна. — Когда мы обращались с предложением о совместной работе, то необходимый опыт нашелся только у института океанографии. Этим просто никто не занимается. В нашей области более двух тысяч водных объектов. Но мы как федеральная служба можем охватить, к сожалению, менее 5 процентов из них. Ввиду своей специфики акцентируемся на больших и средних реках. На базе ЦМС Арзамаса мы выяснили, как в этом направлении следует работать.

Алексей Рябинкин пояснил, что проблема Тёши, как и других малых рек, еще и в том, что на уровне местных администраций не существует сквозной программы действий — от истока до устья. То есть, как бы ни старались живущие близ устья реки, если у истока продолжают ее загрязнять, спасти реку не получится.

— На берегах Тёши выше Арзамаса стоят Лукоянов, Шатки, Пасьяново, Пешелань, — перечислил Алексей Александрович. — Эти крупные населенные пункты вообще никакими очистными системами не оборудованы. Все стоки текут к Арзамасу. А здесь хотя и ведут очистку (в частности, в 2005 году в районе Ивановских бугров чистили русло Тёши и впадающей в нее Шамки), но выше-то никакой очистки ни русла, ни стоков не делается…

Экологи надеются через проблему Тёши привлечь внимание к проблеме всех малых рек. «Тешу надо спасать, а получив опыт, мы спасем и другие реки», — в один голос заявляют они. Примером грамотного подхода к экологии региона может служить опыт военного поколения. Дело в том, что последние исследования Тёши до начала работы Арзамасского ЦМС были сделаны аж в 1942 году. В войну люди понимали важность такой работы, находили средства. Но следующие поколения вернулись к этой тематике только в 2010 году. Допустимо ли подобное отношение к экологии? Малые реки — это водное питание региона. Может быть, с их спасения начнется и оздоровление мирового климата. Во всяком случае, на Всемирном климатическом саммите голос защитников малых рек должен быть услышан.

Александр КУРИКОВ.