Требуются добросовестные и непьющие
Накануне жатвы, когда в ЗАО «Коробковское», единственном коллективном сельхозпредприятии района, зерноуборочные комбайны уже готовы были выехать на поле, вспыхнул огонь в сенохранилище. Сгорело 200 тонн свежескошенного сена и 100 — прошлогодних запасов. А то, что осталось, возможно, будет непригодно на корм — сильно прокоптилось. В этом случае убыток, который сейчас оценивают свыше миллиона рублей, возрастет в три раза. По предварительной версии, причина пожара — поджог.
Сроки жатвы пришлось отодвинуть. Сейчас в первую очередь убирают овес, чтобы не осыпался, — нынешней весной посеяли 50 гектаров элиты. Озимую рожь уже убрали. Урожайность невелика — 12,5 центнера с гектара. Пшеницу в районе не сеют — скудная почва. Поля, на которых когда-то выращивали пшеницу, скупили москвичи, но по назначению не используют. Местные аграрии пытаются вернуть эту землю — есть фермер, который не против ее обрабатывать, но пока не удается договориться с собственником о цене.
Однако главная проблема сельхозпредприятия — отсутствие кадров. В день нашего приезда на комбайнах работали генеральный директор Михаил Малышев и главный инженер хозяйства Иван Швецов. И это уже не первый раз за нынешнюю уборочную. А главный зоотехник доит коров — не хватает доярок.
— В прошлом году я сам косил — некому было работать, — признается начальник управления сельского хозяйства Алексей Малышев. — Месяц назад звонили из Нижнего Новгорода, интересовались, сколько семей украинских беженцев готовы принять. Ждали-ждали, так никто и не приехал.
В селе мало желающих работать, хотя в сельхозпредприятии неплохая зарплата — в среднем до 25 тысяч рублей. Выходные предоставляют даже в сезон. Имеется жилье — четыре дома, где есть возможность сделать все удобства. Есть и земельные участки, чтобы строить. Были бы желающие…
Одна из бед в селе — пьян-ство. Причем спиртным увлекаются как мужчины, так и женщины. Проблема не новая. Помню, бывший директор хозяйства, а ныне глава МСУ Владимир Малышев боролся с этой напастью, отправляя работников кодироваться от алкоголизма. Теперь сельхозпредприятие возглавляет его старший сын Михаил, он продолжает отцовское начинание.
— Нам хочется сохранить коллективное хозяйство, — говорит начальник сельхозуправления. — Планировали построить новый двор на 200 голов, заменить старую технику, расширить силосные ямы — насеяли многолетних трав. «Окская судоверфь» могла бы помочь нам с металлом. Все упирается в кадры. Пастуха едва нашли — взяли из другого района. Хотели купить новый комбайн, но кого посадишь за штурвал?
Нагрузка на комбайны колоссальная. Каждому механизатору приходится обслуживать по три машины.
— Основной костяк у нас сохранился — люди не прогуливают, но этого мало, — говорит Михаил Малышев, торопясь выехать в поле.
На зерноскладе выручают старшеклассники — им платят зарплату. Но скоро каникулы закончатся, и, скорее всего, снова придется обращаться за помощью в школу.
Удивительно, но пустуют рабочие места и на сельской пилораме. Казалось бы, здесь полегче, чем в сельском хозяйстве: производство автоматизировано — лишь нажимай на кнопку, но и сюда идут неохотно.
С чем справились в сельхозпредприятии, так это с воров-ством — установили видеокамеры. Результат есть.
С начальником управления сельского хозяйства едем в луга. В воздухе приятно пахнет травами, вдоль дороги густые заросли дикорастущего шиповника с красными плодами.
— Около двух тысяч гектаров занимают естественные сенокосы, иногда на две зимы запасаем сена, — рассказывает Алексей Малышев. — Здесь хорошие травы — пойма реки.
В этом году в ЗАО «Коробковское» впервые посеяли суданку. Издалека она напоминает кукурузу — стоит стеной, ввысь поднялись колоски на веточках. Ее хорошо подкормили.
На прицепном комбайне опытный механизатор Сергей Швецов.
— Более 30 лет работаю, как и старший брат, — улыбается он. — Это сейчас техника на выбор, а для нас, выросших в деревне, когда-то прокатиться на тракторе было счастьем.
Наш путь лежит к пастбищу. Общее поголовье в Коробкове составляет 670 голов, дойное стадо — 280. Для буренок в лугах раздолье.
— Травы вдоволь, ветерок обдувает, мухи не кусают коров — для них лучшие условия, — объясняет подъехавший на лошади пастух Владимир Кутьин.
ЗАО «Коробковское» — единственное крупное сельхозпредприятие в районе, которое держится на плаву. Работают еще шесть крестьянско-фермерских хозяйств, созданных сравнительно недавно.
— Сергей Иванович Горбач держит 112 голов скота, из них
50 дойных, — рассказывает Алексей Малышев. — В Большом Окулове два фермера — Владимир Климов отремонтировал старую ферму, где содержит 60 голов, а Валерий Сысоев начал заниматься растениеводством. В Чуди семья Гребенщиковых выращивает овощи, не раз принимали участие в различных ярмарках, выставляли продукцию на ВДНХ.
Ну а в ЗАО «Коробковское» есть все условия для дальнейшего развития, дело лишь за кадрами.
— В прошлом году приобрели через фонд АПК два трактора, разбрасыватель удобрений, два самосвала, косилку, прицепную тележку, — продолжает Алексей Владимирович. — Сделали хоз—
способом два зерносклада, планируем отремонтировать третий. В последнее время очень ощутима поддержка областного министерства сельского хозяйства. Приятно, что и. о. министра Алексей Иванович Морозов прислушивается к нашему мнению, к нему можно обратиться с любым вопросом — во всем разбирается, сам от сохи. И если критикует, не обидно.
Начальник управления сельского хозяйства сам вырос в ЗАО «Коробковское» — помогали с братом отцу, работали и слесарями, и трактористами. Получив высшее образование, продолжили начатое.
— Бывают ситуации, когда опускаются руки, — признается Алексей Малышев. — А приедешь в родное хозяйство, настроение поднимается. Когда все работает, на душе радостно. Хочется, чтобы сельское хозяйство развивалось, чтобы люди шли работать в АПК, а село продолжало жить. А пока крутимся, как можем.
Светлана ГУНДОРОВА.
Навашинский район