Не обмани руку дающего
0Как и в других случаях, в проведении мониторинга правоприменения закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области», кроме депутатов и работников аппарата регионального парламента, принимали участие представители правительства и органов местного самоуправления.
Во исполнение закона области правительством была утверждена региональная комплексная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства. Затем была принята государственная программа “Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014-2016 годы”, которая вступила в силу 1 января 2014 года.
В данных заметках невозможно назвать все постановления и распоряжения правительства области, принятые за последние годы в целях реализации закона. В них шла речь о создании агентства по развитию системы гарантий для субъектов малого и среднего бизнеса; об оказании господдержки в виде грантов начинающим малым предприятиям; о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджетам районов и городских округов на софинансирование муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства; о субсидировании затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам и др.
Созданы совет по развитию малого и среднего предпринимательства области, а также координационный совет при губернаторе по поддержке инновационных проектов в этой сфере деятельности.
Это лишь часть той серьезной поддержки, которую област-ная власть оказывает в этой сфере. Что, естественно, было отмечено при проведении мониторинга.
По итогам проведенного анализа сделан вывод о наличии в регионе единообразной практики принятия и применения муниципальных нормативных правовых актов в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Все это хорошо, однако не гарантирует столь же единообразного подхода на местах к развитию предпринимательства на практике. О чем, как говорится, поставил вопрос ребром Валерий Шанцев на недавнем совещании с главами местного самоуправления.
— Не во всех районах малый бизнес развивается одинаково активно, — отметил глава региона. — Объем продукции, оказанных услуг, количество работающих — цифры колеблются от 10 до 50 процентов. Необходимо изыскать дополнительные резервы для развития малого бизнеса, продумать меры поддержки…
Вот такая задача поставлена перед главами местного самоуправления. Если учитывать итоги проверки, встает еще вопрос об эффективности использования предпринимателями бюджетных средств, что бывает далеко не всегда. Да что там — иные идут даже на правонарушения, о чем ниже.
А пока нелишне напомнить о том, что в одном только 2013 году на поддержку малого и среднего бизнеса из областного бюджета было направлено 66 млн рублей, это позволило привлечь около 260 млн рублей из федерального бюджета. Более 35 процентов этих средств пошло на возмещение части затрат на приобретение оборудования, 20 процентов — на поддержку инновационных компаний. И — внимание! — выдано 319 грантов начинающим предпринимателям на сумму 100 млн рублей.
Вот гранты-то нас в данном контексте должны интересовать особенно. Дело в том, что в четвертом квартале 2013 года контрольно-счетной палатой Нижегородской области была проведена плановая проверка эффективности использования средств регионального бюджета, направленных на оказание поддержки в виде грантов начинающим малым предприятиям.
Начнем с отбора кандидатур. Согласно установленному порядку при отборе к приоритетным целевым группам относятся безработные. Из 96 заявителей почти половина — 43 — отнесена к приоритетной целевой группе. При этом в 18 случаях постановка на учет в качестве безработных осуществлена после размещения информационного сообщения о проведении отбора. Период нахождения в статусе безработных составлял от 7 до 24 дней, что, по мнению контрольно-счетной палаты, носило формальный характер — с целью получения дополнительных 50 баллов.
По 20 получателям субсидии установлено несоблюдение изложенных в заявках на участие в отборе намерений, а также взятых на себя по договору обязательств по созданию новых рабочих мест. Согласно заявкам планировалось создать 151 рабочее место, однако на 1 июля 2013 года фактическая среднесписочная численность по 20 получателям субсидии составляла лишь 18 человек. В большинстве случаев создание рабочих мест осуществлялось накануне подачи заявок на участие в отборе.
Все это, по мнению КСП, свидетельствует о формальном подходе заявителей (получателей субсидий) к созданию рабочих мест с целью получения дополнительных баллов при проведении отбора.
Одним словом, министерству поддержки и предпринимательства есть над чем поломать голову, чтобы подобные случаи не повторялись и каждый бюджетный рубль использовался по назначению.
Но я бы еще раз вспомнил о главах местного самоуправления. Неужели хоть кто-то из них скажет, что у него нет возможностей для того, чтобы быть в курсе происходящего на подведомственной ему территории в сфере предпринимательства. Ведь дутые цифры, представленные тем или иным предпринимателем, попадают потом и в районный отчет.
Николай РЯЗАНОВ.