Кому богатство не по силам
Как отмечали Ильф и Петров в романе «Двенадцать стульев», запас слов Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 тысяч (от себя добавим: словарь В. Даля содержит около 200 тысяч слов), у негра из людоедского племени мумбо-юмбо — 300 слов. Эллочка Щукина свободно обходилась тридцатью. Вот слова, придирчиво выбранные ею из всего великого и могучего русского языка: «Хамите. Хо‑хо! Знаменито. Мрак. Жуть. Кр-р-расота! Подумаешь! Ого!» Последним междометием героиня могла выражать все что угодно: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.
У современных эллочек свой набор слов для выражения всей палитры мыслей, чувств и эмоций: «клёво, классно, прикольно, стрёмно, нормально, зашибись, вау, я в шоке…» А уж пресловутый «блин» у некоторых носителей русского языка составляет чуть ли не 50 процентов всей лексики.
Наблюдается также обеднение, измельчение смысла слов. Вдумайтесь: в названии романа Л. Толстого «Война и мир» сколько значений скрывает слово «мир»! Тут и мир как победа, спокойствие, тишина, лад, согласие, дружба, и мир как Вселенная, общество, община, жизнь в суетности, и еще бездна смысла… У нас же сейчас — «Мир пиццы», «Мир… ботинок, игрушек, столов, унитазов…». То есть мир — это исключительно магазин.
Не будем забывать, что речь каждого человека ежеминутно раскрывает его внутренний мир. «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», — считал А. Толстой. Доходит порой до смешного. Например, в одном рекламном объявлении составитель текста пишет: наша фирма является приемником такой-то известной фирмы… Да не приёмником (это аппарат для приема сигнала, музыки, речи и т. п.), а преемником, т. е. последователем, продолжателем.
Русские поэты и писатели, чтобы ярче выразить мысль, образ, придумывали и новые слова: вещество, градусник (Ломоносов), промышленность (Карамзин), грациозный, нежный (Гнедич), головотяпство (Салтыков-Щедрин), стушеваться (Достоевский), бездарь (Северянин). Как видим, все эти слова прекрасно прижились в нашем языке.
То есть средств выражения в русском языке более чем достаточно и для ученых, и для поэтов, и для рядового труженика. Важно только научиться умело пользоваться тем, что имеем.
Наталья ОГАНИНА