19.05.2014

Что можно ватрушкам, нельзя буханкам

У россиянина хлеб — один из основных продуктов на столе, поэтому его возможное удорожание в связи с ростом стоимости зерна радости нашему потребителю не доставит. Так ждать подорожания хлеба или нет?

— Думаю, сегодня нет явных причин говорить о возможном скачке цен на зерно, а соответственно и на хлеб, — прокомментировал ситуацию вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — Речь сейчас идет о так называемых фьючерсах. Это цены на бирже, которые являются реакцией игроков на те или иные события в мире. Вовсе не обязательно, что фьючерсные цены станут определяющими в середине лета. Думаю, даже если это произойдет, дальнейшие события на зерновом и хлебном рынках будут зависеть от позиции государства. Но сегодня мы не можем сказать, что скачок предопределен, ведь доля зерна в готовом хлебе составляет даже меньше 25 процентов. Сейчас есть некоторое сезонное подорожание, потому что заканчиваются запасы зерна урожая предыдущего года. В целом же ситуация пока не предвещает глобальных изменений…

Итак, зерно «тянет» лишь на четвертую часть стоимости буханок и батонов. Есть еще другие виды сырья, есть расход коммунальных ресурсов, зарплата хлебопеков и так далее. Потребитель постоянно замечает: если хлеб еще можно купить подешевле, то на сдобу уже приходится раскошеливаться. В Российском зерновом союзе, однако, находят объяснение высоким ценам на некоторые виды хлебобулочных изделий.

— Это реалии жизни, — считает Александр Корбут. — Производители ориентируются на сложившуюся ситуацию, исходят из своей социальной ответственности. Они сами удешевляют социально значимые сорта хлеба, чтобы не потерять рынок сбыта. Однако, снижая стоимость одних видов продукции с сохранением качества, они вынуждены перекладывать потери на другие виды изделий…

Понятно, что булки и хачапури, плюшки и ватрушки, рулеты и круассаны — продукты не стратегические. Можно, а некоторым даже очень нужно, обходиться без них. Но без батона «Нарезного» или буханки «Дарницкого» долго не протянет ни одна семья.

— Мы знаем примеры, когда в ситуации, влияющей на объемы производства (к примеру, при неурожае), некоторые производители и торговые точки используют создавшееся положение для извлечения собственной выгоды, не заботясь о потребителе, — высказывает мнение юрист организации «Общественный контроль» Мария Свиридова.

Наверное, должен быть для таких случаев некий государственный регулятор, чтобы потребителю не приходилось оплачивать не только неурожай, но еще и аппетиты определенной части производителей и торговли.

(По материалам «Московской правды».)