Posted in Экономика
24.04.2014

Здравый смысл возьмет верх?

После принятия в сентябре 2013 года правительством страны постановления «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы», дискуссии вокруг проблемы генетики модифицированных продуктов еще более обострились.

Уже сегодня в России разрешены к использованию для производства продуктов питания около двух десятков линий ГМО, в том числе шесть сортов кукурузы, четыре — картофеля, три — сои, по одному сорту риса и сахарной свеклы. «Расти» есть куда, ведь в мире уже больше ста линий ГМО используется в этих целях. Вероятность такого, с позволения сказать, роста пугает и многих ученых, и сельхозпроизводителей.

Наша газета уже сообщала о том, что в связи с принятым правительственным постановлением запрет на использование в сельском хозяйстве генетически модифицированных семян, по сути, снимается с 1 июля 2014 года.

Казалось, ничто не предвещало неожиданного для многих заявления, которое премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сделал недавно на съезде депутатов сельских поселений: «У нас нет цели развивать производство генно-модифицированных продуктов или завозить их в нашу страну. Мы способны кормить себя нормальными, обычными, а не генно-модифицированными продуктами. Нравится американцам кормить себя такими продуктами, как продукты с генной модификацией, пусть кормят, нам это делать не нужно, у нас достаточно площадей и возможностей для того, чтобы потреблять нормальную еду».

Дмитрий Медведев подчеркнул, что необходимо проверить, как сейчас обстоят дела в этом плане, потому что, несмотря на довольно жесткие ограничения, генно-модифицированные продукты и генно-модифицированный семенной материал в каких-то объемах все же попадают в нашу страну.

Взгляните на календарь: важное заявление сделано премьер-министром в те дни, когда происходит переосмысление и уточнение определяющих ориентиров как в политике нашего государства, так и в сопутствующих сферах. И США прозвучали в данном контексте отнюдь не случайно, ведь эта страна — основной производитель продукции с ГМО. После вступления во Всемирную торговую организацию наметился рост объемов поступления в Россию продуктов из-за рубежа, в том числе и содержащих ГМО, что не может не беспокоить.

Прав премьер-министр, необходимо досконально изучить ситуацию. А она такова: Роспотребнадзор регулярно выявляет наличие генетически модифицированных компонентов, в том числе в детском питании, прежде всего в продукции пяти крупнейших транснациональных компаний. Согласно действующему законодательству ГМО-содержащая продукция маркируется только при превышении доли ГМО в 0,9 процента. Но дело в том, что точно высчитать эту самую долю в продуктах, реализуемых в России, очень сложно ввиду отсутствия необходимых технологий расчета. Так что работы в этой сфере — через край.

Разумеется, обнадеживающего заявления, сделанного премьер-министром, недостаточно для решения проблемы. Необходимо внести соответствующие изменения в законодательство.

Еще ранее группа членов Совета Федерации РФ разработала проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О  качестве и безопасности пищевых продуктов». Согласно предложенным изменениям, «не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые содержат генно-модифицированные или генно-инженерные организмы растительного, животного и микробного происхождения».

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Данный законопроект получил поддержку научно-консультативного совета при Законодательном Собрании Нижегородской области.

Николай НАДЕЖДИН.