Posted in Экономика
17.04.2014

С водой не выплеснуть ребенка

Как журналисту мне довелось стать свидетелем жарких дискуссий, предшествовавших принятию 131‑го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Казалось бы, многое предусмотрели. И к чему же пришли за минувшие десять лет?

«Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем, — говорилось в послании президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. — Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они размыты и постоянно перекладываются с одного уровня власти на другой».

Глава государства подчеркнул, что местная власть должна быть устроена так, чтобы каждый гражданин мог, образно говоря, дотянуться до нее рукой. Важнейшей задачей президент назвал уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. Причем такую работу необходимо начать уже в 2014 году.

На призыв главы государства отозвались группа депутатов Государственной Думы и один из членов Совета Федерации, разработавшие законопроект о внесении изменений в 131-й федеральный закон. Во главу угла авторы поставили именно вопрос уточнения общих принципов организации МСУ.

Совет Госдумы принял решение направить этот документ президенту страны и в другие властные структуры, в том числе в законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, для подготовки отзывов, предложений и замечаний. Одним из первых шагов в работе над законопроектом в нашем регионе стало его обсуждение на заседании научно-консультативного совета при Законодательном Собрании.

В экспертном заключении член совета, кандидат юридических наук Александр Лаврентьев подверг критике основные положения законопроекта. По его мнению, проект закона отступает от базовых принципов, установленных Европейской хартией местного самоуправления, — самостоятельности населения, в том числе в выборе модели местного самоуправления. Ведь в законопроекте, к примеру, предусмотрен только один способ формирования представительного органа городского округа с внутригородским делением, только один способ избрания (представительным органом из своего состава) главы муниципального образования.

Что это такое — городской округ с внутригородским делением? А об этом как раз и говорится в одном из основных положений данного законопроекта. На крупные городские округа предлагается распространить двухуровневую модель организации местного самоуправления. Вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Создание их должно осуществляться региональными законами.

«Требует безотлагательного решения комплекс проблем полномочий органов местного самоуправления, а не организационные вопросы функционирования муниципальной власти, — делает вывод эксперт. — Однако в проекте закона избран внешне изящный путь построения муниципальной власти в городских округах, «чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой», не только не решающий основные проблемы, а усложняющий организацию муниципальной власти».

Сколько людей, столько и мнений. Член научно-консультативного совета, заслуженный архитектор РСФСР Вадим Воронков, например, считает целесообразным взять за основу советское законодательство о местных органах самоуправления, которые, по его мнению, были максимально доступны для населения.

Все ли из них доступны сегодня? И всегда ли жители получают не формальные отписки, а реальную помощь? Достаточно перелистать подшивки газеты «Земля нижегородская», чтобы понять: далеко не всегда.

Коль скоро речь зашла о предложенных новациях в системе организации местного самоуправления в крупных городских округах, никак не обойти вниманием Нижний Новгород. Каждую неделю губернатору области на телевизионную прямую линию приходит масса обращений от жителей областного центра по вопросам, находящимся в ведении именно городской власти, но не решаемым годами. Да что ссылаться на других, я и сам вместе с сотнями жителей многоквартирного дома в полной мере испытал на себе всю «отзывчивость» руководства Нижнего Новгорода.

Посмотрите, как все происходит на практике. Начиная с 2011 года жители требуют отремонтировать тротуар, который в районной администрации тоже признают разбитым донельзя. Но сама районная власть, являющаяся придатком городской, имеет право лишь направить заявку в соответствующий департамент администрации Нижнего Новгорода, где из года в год вычеркивают наш разбитый тротуар из плана ремонта. При этом ни один сотрудник городской и районной администраций за все это время не пожелал по доброй воле встретиться с заявителями. И подобных примеров не счесть.

Вот почему я считаю, что предложение авторов законопроекта о создании районов‑муниципалитетов в крупных городах заслуживает внимания. И дело не только в том, что у каждого из восьми районов того же Нижнего Новгорода появится свой бюджет для решения местных вопросов. Не менее важно то, что у жителей будет возможность обращаться за помощью к районным депутатам, как-никак они поближе к людям.

Вот вспомнил Вадим Воронков советские времена. Не хочу идеализировать ни то, ни это время. Но навсегда осталось у меня, журналиста, большое удовлетворение от того, что с помощью депутата Нижегородского райсовета, женщины, работавшей в очень скромной должности, удалось на рубеже 1980-1990‑х годов добиться того, чтобы несправедливо обойденному при распределении жилья ветерану в итоге была выделена отдельная квартира.

Насколько помню, звали ту женщину – районного депутата – Александрой Васильевной. Фамилию запамятовал, а вот ее добрые дела, настойчивость в решении насущных проблем избирателей не забудутся.

Николай РЯЗАНОВ.