Posted in Благовест
10.04.2014

Прощенная копорка

Не поверите, но есть чай, к которому был причастен Александр Невский.

В 1241 году он со своей дружиной освободил от немецких крестоносцев городок Копорье — северо-западный форпост Великого Новгорода. И что обнаружилось: жители городка пили какой-то неизвестный напиток, обмывали им раны и посыпали их порошком из измельченных листьев травы, которые и шли на заварку этого напитка. Так в летописи появилось первое упоминание об иван-чае. Правда, тогда неизвестный напиток назвали «копорским» по имени города-крепости, позже трава стала зваться кипреем и уже с появлением чая — иван-чаем. Думается, что имя Иван дадено было траве, дабы подчеркнуть, что напиток, который из нее готовят, имеет исконно русские корни.

Позже иван-чай вошел в травник, который почитывал Иван Грозный. Возможно, он рекомендовал включить его в состав лекарств самой первой аптеки, которую сам и учредил.

Когда кипрей стал чайным напитком, то получил панибратское название «копорка».

И только чай-копорка завоевал народное признание, как с ним стали бороться всяческими методами. Перво-наперво объявили его суррогатом.

А что получилось — копорский чай стал конкурентом ввозимых чаев. Он был дешев, и покупатели предпочитали его. Торговцы настоящим чаем терпели убытки. И тогда на копорский чай «напустили порчу».

О копорском чае в одной из старых книг писали так:

«Самый процесс обработки копорского чая довольно прост; он состоит в следующем.

Высушенные листья кладут в кадку и обваривают кипятком; для того, чтобы они лучше обварились, бросают туда докрасна раскаленные камни. Когда лист достаточно проварится и разопреет, его перекладывают в корыто и перетирают с черноземом или болотной землей, после чего сушат в жарко натопленной русской печи.

Высушенный в печи чай предварительно просеивают на грохоте или решете, чтобы удалить золу и излишнюю землю. После этого чай перетирают руками до тех пор, пока он по измельченности не будет походить на китайский. Тут важную роль играет сушка: если лист будет пересушен, то он скоро перетирается и обращается почти в порошок, если же будет недосушен, то его трудно перетирать, и он выйдет крупнее настоящего чая.

Сфабрикованный в таком виде чай скупается местными и соседними скупщиками. Последние подвергают его дальнейшей обработке: они промывают его теплой водой, вспрыскивают подсахаренной водицей, опять сушат в печах и опять перетирают руками, чтобы он походил еще больше на китайский; а некоторые даже, для придания «аромата», примешивают разные снадобья, составляющие секрет производства».

«Нижегородские губернские ведомости» тоже не обошли эту тему:

«Сначала, как и всякое новшество в деревне, «Чай-Ваня» прививался туго. Производство и торговлю этим «чаем» считали делом греховным и бессовестным, а поэтому как делали его, так и продавали в украдку от местных обывателей. Бывало, уедут «чаевники» «Чай-Ваню» продавать ночью, чтобы никто не видел, а дома родным накажут, чтобы о них не сказывали, куда и зачем они уехали; но с течением времени люди привыкли смотреть на «Чай-Ваню» как на обыкновенную вещь».

И дальше:

«Уедут и морочат там на просторе людей, как им надо, рассказывают турусы на колесах, что, дескать, у нас вот такой-то «купец» или «енерал» привез из Китая чайных семян и вырастил от них русский чай, который мы и привезли сюда».

Таким образом, у покупателя возникало устойчивое отрицательное отношение к копорскому чаю. Так ли, не так ли обрабатывали листья чая — уже не важно. Но присутствие в них чернозема или болотной земли, согласитесь, не лучшая реклама напитка. К тому же, как выясняется, суррогат чая подстерегал покупателя на каждом шагу.

Наконец в 1904 году Министерство внутренних дел издало циркуляр о воспрещении производства и торговли копорским чаем.

Однако через четыре года случилось неурожайное лето, в деревнях вспомнили о палочке-выручалочке, и торговля иван-чаем приняла громадные размеры.

Как видите, копорский чай пытались изжить любой ценой. Согласитесь, и нас с вами смогли уже убедить, что это действительно суррогат и никакого отношения к чаю трава кипрей не имеет.

Хотя в одной из старых книг о чае удалось отыскать и такое:

«Относительно вредного действия копорки мнения еще не установились».

А петербургский профессор Пель писал в 1889 году, что подмена настоящего китайского чая копоркой «наносит только экономический вред, так как копорский лист не содержит вредных для здоровья составных частей».

Предположим, что уровень химических исследований в то время был низок. Можно ли сейчас полностью реабилитировать копорку?

Проверкой иван-чая на благонадежность занимались ученые НИИ экспериментальной медицины РАМН.

Они установили, что листья иван-чая содержат большое количество витаминов, дубильных веществ, микроэлементов (железо, медь, марганец, кальций), пектины, органические кислоты, кумарины, алкалоиды.

Медики вначале проверили действие иван-чая на животных и убедились, что он действовал на них успокаивающе, расслабляюще. Затем провели серию наблюдений за больными, которые подтвердили, что чай действительно улучшает самочувствие, помогает при неврозах и депрессиях.

Наконец приятным испытанием занялись сами медики. Они подтвердили ранее сделанные выводы и дополнили их: противопоказаний к употреблению иван-чая не обнаружено.

Думается, что иван-чай на сегодня полностью реабилитирован.

Приглашение к чаепитию

Думаю, что ставший традиционным наш вечерний ритуал сегодня мы посвятим кипрейному чаю. С чем пить, тоже долго выбирать не будем. Конечно же, с кипрейным медом. Он, правда, редок. Но есть любители-пчеловоды, которые вывозят улья на пустыри, горящие фиолетовым пламенем кипрея. Они не прогадывают: до 12 килограммов меда в день прирастает в каждом улье.

Кипрейный мед абсолютно прозрачен. Налитый им стакан кажется пустым. Застаревший мед становится крупитчатым и беловатым.

Знатоки уверяют, что кипрейный мед самый сладкий. Приятного чаепития!

А мы пока дадим рецепт успокоительного чая, который наверняка пригодится нашим читателям.

Листья кипрея — 2 части, плоды боярышника, листья мяты перечной — 1 часть, пустырник — 1 часть.

На 2 стакана кипятка — 2 столовые ложки смеси. Принимать по полстакана 3 раза в день. Последний прием — за 30 минут до отхода ко сну (при бессоннице, связанной с головными болями).

И еще совет: пухом кипрея можно набить подушку, и о бессоннице вы забудете.