Дом не второй, а главный
Молодого агронома тепло приняли в ворсменском совхозе. Здесь она познакомилась с местным парнем — механиком Коровинского отделения. Вскоре они поженились.
После декретного отпуска Галина перешла на Ворсменскую птицефабрику — в только что открывшийся убойный цех. Не по специальности — простой рабочей, чтобы больше времени уделять семье и пораньше забирать малыша из детского сада — на прежнем месте это не получалось.
Спустя несколько месяцев ей предложили возглавить бригаду по выращиванию молодняка. В ту пору на птицефабрику начали завозить новую породу кур. Незнакомое дело. Было отчего растеряться молодому бригадиру.
— Мне очень помогла на первых порах начальник цеха Галина Афанасьевна Баламыкина, научила всем тонкостям, — рассказывает Галина Назарова. — Вообще у нас была очень дружная бригада — все молодые, веселые. Мы часто ездили на другие птицефабрики, учились, перенимали опыт. Сейчас, к сожалению, такого уже нет.
Не успели на предприятии пустить в эксплуатацию свой кормоцех, как сразу начали готовиться к новому важному событию — всесоюзному семинару, который планировали провести на территории Ворсменской птицефабрики.
— Мы очень переживали: на семинар съехались руководители предприятий, а нам, бригадирам, еще не приходилось общаться на таком уровне, — признается Галина Викторовна. — Постарались навести идеальный порядок — покрасили оборудование в цехах, убрали территорию. Но больше волновались, как пройдет семинар.
Они не ударили в грязь лицом и не подвели своего директора Виктора Ильича Корягина.
Вскоре Галину Назарову назначили начальником цеха промстада. Ответственности и хлопот прибавилось.
— Такое производство без внимания нельзя оставлять, — убеждена Галина Викторовна. — Птица, содержащаяся в клетках, беспомощная — сама не найдет ни корма, ни воды. Пришлось снова учиться, часто обращалась за советами к Зинаиде Михайловне Андреевой, которая в ту пору была главным зоотехником. Очень под-держивал Виктор Ильич — к нему можно было обратиться в любое время.
А потом свалилась нежданная напасть — начался падеж кур. Специалисты схватились за голову — перелопатили кучу разной литературы. Ничего не помогало. Наконец нашли выход.
— Мы стремились повысить сохранность птицы, — говорит Галина Назарова. — Однако случались и непредвиденные ситуации…
Три года назад, в памятное лето, когда всюду горели леса, произошло обесточивание птицефабрики. Жара, температура к сорока градусам. В цехах открыты все окна и двери, но курам не хватает воздуха. Вынуждены были идти на крайние меры — вскрыть панели. Зато спасли птиц, лишь нескольких голов недосчитались.
В прошлом году в первый день зимы на птицефабрику обрушилось новое несчастье. В результате обрыва кабеля она в очередной раз осталась без электричества. Погибло 35 тысяч кур. До позднего вечера вычищали.
— Это было тяжело морально, очень жалко, — вздыхает Галина Викторовна. — Все переживали, старались как-то под-держать друг друга. К счастью, такие случаи редки. К тому же сейчас у нас есть подстанция.
Как я ни пыталась перевести разговор с рабочей темы, мы все равно возвращались к работе.
— Да что о себе рассказывать? — недоумевает Галина Назарова. — Вся жизнь здесь прошла, и дома разговоры в основном о птицефабрике. Сейчас и муж здесь трудится.
Ее рабочий день начинается с обхода цехов, а их ни много ни мало — восемь, и в трех из них по 60 тысяч голов. Общее поголовье — 270 тысяч кур. Надо проследить, как работает оборудование, достаточно ли корма и воды у птиц, здоровы ли они.
В конце смены другие заботы — сколько яиц снесли несушки, какое качество. Ну а если случаются поломки, начальник цеха не уходит допоздна.
— И ночью порой не спится, думаю, как там, на фабрике, — признается она, — хотя и птичницы, и слесари у нас ответственные. Вообще у нас коллектив замечательный, доброжелательная атмосфера. Птицефабрику считаю не вторым домом, а главным.
Светлана ГУНДОРОВА.
Павловский район.