Posted in Благовест
28.01.2014

Реликвии забыли в кочегарке

Поиск как дело жизни

Владимир Михайлович Безруков — в прошлом учитель, создатель школьного музея в селе Юрьеве — держит в руках черно-белый портрет односельчанки. Поместить бы его на стенд рядом с фотографиями других работников колхоза, ведь эти люди — гордость села, память о них должна храниться в музее. Да вот только стенд этот сейчас не на почетном месте: брошенный, он беспомощно торчит среди сваленных в кучу в здании бывшей кочегарки экспонатов музея.

Задержав взгляд на портрете, Владимир Михайлович прячет его обратно в папку. Материалы для выставок он, по его собственному выражению, продолжает собирать по инерции. Видимо, в душе теплится робкая надежда на то, что музей еще можно спасти, восстановить.

Создавал его учитель сорок лет. Первые экспонаты для будущего музея Владимир Михайлович — тогда молодой учитель истории и географии Юрьевской школы — начал собирать в конце 1960‑х годов. Чтобы пробудить интерес к наукам, в летние каникулы ходил с учениками в походы, возил их на экскурсии, организовал краеведческий кружок. С ребятами начал собирать коллекцию минералов, потом предметы старины. Вскоре педагогу выделили классную комнату, где стал формироваться музей.

Поиску экспонатов, исследованиям Безруков отдался со страстью истинного коллекционера и краеведа. Заразил этим своих учеников. Да и как не загореться поиском, когда сама родная земля хранит в себе свидетельства прошлого, когда можно представить, что вот здесь, на этих холмах, столетия назад происходили важные события.

У Юрьева очень интересная история. Известно, что неподалеку от современного села, на горе, на берегу реки Пьяны, был стан Ивана Грозного — царь сквозь глухие мордовские леса с войском шел на Казань. Там, где расположился военный лагерь, построили церковь. Впоследствии на этом месте был основан Троицкий монастырь. Можно сказать, что именно отсюда, из окрестностей Юрьева, пошла история всей гагинской земли.

Когда Владимир Михайлович вместе с учениками обследовал окрестности, они нашли наконечники стрел, копий, кистень, навершие татарского знамени и металлический татар-ский кувшин. Были в коллекции школьного музея и старинные монеты.

Однажды, купаясь в реке, ребята обнаружили бивень мамонта. Позже к нему на выставке присоединились рог носорога, череп дикого быка и другие останки древних животных.

Некоторые экспонаты, например крестьянскую соху, Безруков разыскивал месяцами. Предметы старины передавали в музей односельчане. Только в одном отделе, посвященном крестьянскому быту, было сто сорок пять наименований экспонатов, представлены они были не в одном экземпляре. Из особо любопытного стоит упомянуть камзол XIX века и колокол местной церкви, по-строенной в первой трети того же столетия.

Не будет преувеличением сказать, что своим богатством школьный музей не уступал некоторым районным краеведческим, в нем хранились редкие и ценные вещи. В свое время экспонатов здесь было больше, чем в музее в Гагине.

Но, пожалуй, большего всего Владимир Михайлович Безруков дорожил выставкой, посвященной героям Великой Отечественной войны, где были портреты односельчан-фронтовиков, сосуды с землей, привезенной учениками из мест боевых действий — Одессы, Новороссийска, Керчи, Ленинграда… Сюда, посмотреть на свидетельства военных лет, в День Победы после митинга приходили жители ближайших деревень.

Юрьевцы гордились своей историей и тем, что у них есть такой музей. По сути, он перестал быть просто школьным, а стал достоянием всего села.

Камзол съела моль?

— Позже музей из кабинета перевели в здание бывшей школьной кочегарки, — рассказывает Владимир Михайлович. — Сделали крылечко, повесили вывеску: «Краеведческий музей». В помещении было прохладно, поэтому я попросил провести туда отопление.

В то время учитель уже вышел на пенсию, но продолжал работать в музее — открывал его два раза в неделю, принимал гостей, следил за порядком. И вот однажды директор Юрьев-ской школы Мария Ивановна Савкина приказала ему сдать ключи от помещения.

Мне удалось выяснить, что произошло дальше. По словам главы администрации Юрьевского сельского совета Клавдии Сорокиной, были выделены средства, и в здании кочегарки, где располагался музей, сделали ремонт, провели туда отопление. Но по непонятным причинам школа его так и не включила. Видимо, из-за этого здание стало отсыревать, протекла крыша.

На время, пока шел ремонт, экспонаты и стенды перенесли в бывший интернат, который находится тут же, возле школы, сейчас в нем располагается сельская библиотека. Потом их снова вернули на прежнее место, в кочегарку.

Владимир Михайлович Безруков не раз приходил в школу, предлагал помочь расставить предметы, просил открыть ему музей, на создание которого потратил половину жизни, просто взглянуть, в каком тот состоянии. Но его даже на порог не пустили, всегда находились отговорки: то ключей нет, то еще что-то.

— Когда мне показали, во что превратился наш школьный музей, не могла сдержать слез, — рассказывает Клавдия Сорокина. — Владимир Михайлович был моим учителем, и я бы не хотела, чтобы он видел, что стало с его детищем: там все поломали.

По словам местных жителей, многие предметы были, скорее всего, потеряны или выброшены.

— То, что произошло, — боль и стыд, — говорили мне люди. — Ведь это были наши реликвии, слава нашего села. В музее дети могли узнать о прошлом своей малой родины, имена ее героев. Теперь все это утрачено.

Чтобы увидеть музей, а точнее, то, что от него осталось, я отправилась в Юрьевскую школу. На мою просьбу показать экспонаты директор Мария Ивановна Савкина сначала ответила резким отказом, мол, нельзя, помещение на ремонте. Но потом все-таки передумала, нашла ключи и открыла здание.

На партах, поставленных в ряд, сваленные в кучу раритеты. Понять, что есть что, — сложно. Отдельно лежат кости доисторических животных. С открытой дверцы старинного дубового шкафа небрежно свисает солдатская шинель. В соседней комнате похожая картина: на полу возле деревянных нагромождений, среди которых узнаваемы останки ткацкого стана, макеты церквей с покосившимися куполами.

На мой вопрос, где же наконечники стрел, монеты, директор не ответила. Ирина Морозова, которая сейчас отвечает за музей, в тот момент в школе отсутствовала, поэтому выяснить их местонахождение мне не удалось. Не увидела я ни самоваров, ни крестьянской одежды, ни тот самый старинный камзол, поговаривают, что его съела моль.

Спасение спустили на тормозах

Начальник районного отдела культуры Тамара Южалина по телефону рассказала, что пару лет назад была предпринята попытка сделать музей Юрьевской школы филиалом Гагинского краеведче-ского музея. Его сотрудники были готовы забрать экспонаты или помочь расставить их на выставках, если бы школа решила заняться возрождением музея. Но эта инициатива директором школы была отвергнута, попытка спасти то, что еще сохранилось, была «спущена на тормозах».

Из разговора с Марией Ивановной Савкиной мне стало понятно, что ей нет никакого дела ни до судьбы музея, ни до прошлого села, ни до его героев, иначе как объяснить, что за столько времени в школе даже не попытались привести собранные исторические ценности в порядок?

— Почему вы не восстанавливаете музей? — спросила я.

— Наверное, потому, что у нас нет желания, — отворачиваясь, ответила директор школы.

Получается, равнодушие одного человека способны погубить то, что важно для сотен земляков прошлых и будущих поколений.

Наверное, в другой бы школе такой музей считали украшением, своей «изюминкой». Даже не в этом дело. С объектами культуры просто нельзя обращаться подобным образом. Мы и так уже потеряли многое из того, что ценимо народом, страной, историей, дальше отступать некуда.

Музей — это не просто старые вещи, которые можно задвинуть подальше за ненадобностью. Наоборот, он должен быть в центре внимания, особенно когда речь идет о воспитании детей. Предметы, относящиеся к другим эпохам, делают историю осязаемой, создают в воображении достоверные образы прошлого. Мне кажется, что для жителей села музей мог бы стать даже чем-то большим: своеобразной культурной точкой отсчета, тем, что связано с понятием историческая память, которая важна и для настоящего, и для будущего.

Анастасия СЕРГЕЕВА.