Две улыбки
.Мы не раз обращались к его биографии и старались найти в ней то, что до сих пор было неизвестно. На этот раз решили обратиться к старым фотографиям, которые сберегли нам облик летчика. Фототека Чкалова насчитывает сотни снимков. Постараемся узнать, кто же фотографировался рядом с ним. Вот такой необычный поиск мы ведем.
Когда после перелета в Америку корреспондент газеты «Правда» спросил, как чувствует себя Чкалов в роли самого бесстрашного человека в мире, тот ответил:
— Я самый бесстрашный? Тогда вы не знаете Супруна.
Сейчас это имя мало что кому говорит.
Степан Павлович Супрун – летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза.
Интересное совпадение: Степан Супрун был младше Чкалова на три года и первое звание Героя Советского Союза получил через три года после Чкалова, погиб тоже через три года после гибели Чкалова, в первые дни начавшейся войны.
Как и у Чкалова, у Супруна в биографии числится отсидка в тюрьме. А произошло вот что.
В один из осенних дней техник Стрижёв, сидевший в самолете Супруна и проверявший работу мотора, неожиданно вырулил со стоянки на старт и пошел на взлет с набором высоты на запад. На аэродроме забили тревогу, в воздух вдогонку подняли самолет. Но было поздно.
Стрижёв пересек государственную границу и совершил посадку в Польше, у г. Лида. Некоторое время спустя поляки вернули самолет, но техника вернуть отказались. Вскоре в Бобруйской авиабригаде объявили приказ наркома обороны о предании суду военного трибунала командира эскадрильи, инженера эскадрильи и инженера отряда, подчиненный техник которых оказался изменником Родины. Суду предали и Супруна, чей самолет был использован для побега. Все четверо, осужденные на разные сроки, были заключены в бобруйскую тюрьму…
В летчики-испытатели они пришли вместе. Это журналисты и писатели создали романтический образ профессии, летчики же в те годы ее побаивались, и не каждый соглашался занять место только что разбившегося пилота. Степан Супрун согласился.
Не так велик был список самых отчаянных: Чкалов, Жуков, Коккинаки, Преман, Евсеев, Громов, Анисимов, Степанчонок… К ним прибавился Супрун.
Сохранилась вот такая фотография. Вернее, не фотография, а кинокадр. В 1937 году его видели все, кто шел в кинотеатр посмотреть документальный фильм «Богатыри Родины», рассказывавший о советских летчиках.
В эту хронику был включен сюжет, снятый операторами ранним утром, когда летчики готовились к воздушному параду в Тушине. Значит, это был август — День воздушного флота. Летчики только что съездили на машине Супруна к речке, освежились, а на аэродроме их встретил Чкалов. «Киношники» разыграли незамысловатый сюжет: усадили всех на подножку «эмки» и попро-сили поговорить. Чувствуется, что лидерами веселого разговора стали Чкалов и Супрун. Такими они и останутся в нашей памяти, причисленными к воздушным богатырям Родины.
Авиаконструктор Яковлев вспоминал Супруна:
«Степан Павлович был частым гостем в нашем конструкторском бюро. Его у нас очень любили. Он привлекал своей жизнерадостностью, приветливостью. Высокий, стройный шатен с обаятельной внешностью, всегда опрятный и щеголеватый в своей синей летной форме, он был красавец в полном смысле этого слова».
В НИИ ВВС родилась идея создать показательную пилотажную группу из самолетов И-16. Определили количество — пять. Летчиков подбирать было не надо, они сами изъявили желание летать в этой группе. Самолеты выкрасили в красный цвет. После первого же воздушного парада их окрестили «красными стрелами», «небесными молниями». В одной из газет писали:
«Дьяволы первой пятерки, которые, показав искусство в небе над Тушинским аэродромом, вовлекли в это дело сотни и тысячи других летчиков, — это были Степанчонок, Супрун, Евсеев, Коккинаки, Преман…»
Пятерка пилотажных самолетов набирала высоту, рассекая облачка, падала в отвесное пике, переходила на бреющий полет, восхищала зрителей на аэродроме. Такого, чтобы самолеты слитно входили в пике, делали несколько петель, не теряя строя, одновременно исполняли фигуры и дружно садились на поле, еще не бывало. Вновь взлетев, монолитное звено рассыпалось, как огненные искры, и самолеты восходящим штопором ввинчивались в голубую глубину неба, устраивали карусель.
Чкалов поначалу тоже входил в состав пятерки, но позже показывал только одиночное пилотирование на И-16.
А еще Степан Супрун выполнял акробатические этюды на самолете.
Многие молодые летчики на всю жизнь запомнили 18 августа 1937 года, когда Супрун на Тушинском аэродроме демонстрировал номер «инструктор с учеником». Сперва он выполнял замысловатые фигуры высшего пилотажа. Потом стал изображать в небе неумелого ученика. Самолет его потерял скорость, двигался неуверенно, попадал в сложнейшие аварийные ситуации, валился к земле, у него проваливался хвост… При посадке самолет ударился колесами о полосу и тут же взмыл вверх, затем опять ударился и вновь подскочил. На такое мог отважиться только Супрун!
В приснопамятном 1937 году Степан Супрун чуть было не попал под молот сталинских репрессий — был исключен из партии в связи с делом Гамарника, который застрелился накануне неминуемого ареста по делу Тухачевского. Супруну могли припомнить его пребывание за границей, да и исключение из рядов ВКП(б) не вселяло оптимизма, однако благодаря положительной характеристике сослуживцев в течение двух дней его восстановили в партии.
В ноябре 1937 года Супруна и Чкалова избирают депутатами Верховного Совета СССР первого созыва.
В предвоенной аттестации у Степана Павловича Супруна записано:
«Над повышением своих знаний работает с большим интересом, осваивает новую технику и в этом отношении незаменим».
В испытательной работе Степан Супрун был ведомым у Чкалова. Чкалов начинал — Степан Супрун продолжал. Так должно было быть и с испытанием самолета И-180, на котором Валерий Павлович Чкалов погиб.
Над новым самолетом повисла угроза — испытания хотели прекратить, тогда нарком обороны Ворошилов получает письмо от Супруна:
«К XVIII съезду нашей партии выходит второй экземпляр самолета И-180, на котором погиб лучший летчик нашей Родины Валерий Чкалов. На первом экземпляре этого самолета должны были проводить испытания: Чкалов — заводские, и я — государственные. Сейчас же люди боятся доверить мне провести испытания и первым вылететь на этом самолете только лишь потому, что я депутат Верховного Совета Союза ССР.
Тов. народный комиссар! Мне сейчас стало исключительно тяжело работать — все начальство в целях страховки… всяческими способами старается меня оттеснить в сторону, лишь бы я только не летал. Все это в корне неверно и крайне мне обидно. По‑моему, Вы лично знаете, как я летаю на скоростном самолете, — за десять лет летной работы я не имел ни одной аварии, не разбил ни одного самолета…
Прошу Вас дать распоряжение про то, чтобы мне дали провести испытания самолета И-180 и сделать на нем первый полет. Я уверен, что Вы не откажете в моей просьбе.
Летчик-испытатель НИИ ВВС майор Супрун».
Разрешение он получил…
К началу Великой Отечественной войны Степан Супрун был уже опытным воздушным бойцом. Он успел повоевать в Китае и имел на своем счету шесть сбитых самолетов противника.
По инициативе Супруна на истребители начали ставить крупнокалиберные пулеметы. Огневая мощь наших самолетов многократно возросла. Очень скоро это почувствовали на себе японские пилоты.
20 мая 1940 г. майор Супрун Степан Павлович был удостоен звания Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 461.
Начало Великой Отечественной войны застало Супруна во время отдыха в Сочи. Уже на рассвете 23‑го он был в Москве. По пути домой у него возникла мысль о создании боевых полков из летчиков-испытателей. Добившись разрешения Сталина, он срочно приступил к их формированию.
В первых числах июля 1941 года на Западном фронте был сформирован 401-й полк особого назначения, командиром которого назначили подполковника Супруна. На фюзеляже МиГ-3 Степана Павловича было нарисовано число 13, но офицер демонстрировал свое презрение к суевериям.
Из 150 исправных самолетов Западного фронта 52 составляли истребители. Командование фронтом приняло решение имеющейся авиацией нанести удар по двум группировкам танковых войск Гудериана. В первый день своего прибытия на фронт Степан Супрун лично уничтожил два самолета-разведчика люфтваффе. Всего эскадрилья Супруна
1 июля 1941 года сумела сбить четыре мессершмитта.
«По воспоминаниям командира первой эскадрильи В. И. Хомякова, — сообщает в своей книге В. Фадеев, — в четыре дня боев было два случая, когда Степан Павлович Супрун в одиночку вел бой с шестью и четырьмя немецкими истребителями. Первый раз 15 МиГов шли сопровождать три девятки двухмоторных бомбардировщиков СБ, Степан Павлович, уйдя вперед, попал в окружение шести Ме-109. Второй раз, также вылетев на сопровождение бомбардировщиков, Супрун оказался среди четверки мессер-шмиттов. Уверенность Супруна в своем мастерстве и новом советском самолете МиГ-3 казалась кое-кому чрезмерной. Он лично летал в разведку, каждый раз подымался со своими летчиками в небо, ведя их на сопровождение бомбардировщиков или в схватку с фашистскими истребителями».
4 июля 1941 года ведомый Супруна был сбит огнем дальнего бомбардировщика FW-200. Степан Супрун в одиночку продолжил бой с бомбардировщиками, а затем и с «мессерами», их сопровождавшими. В неравном бою был подбит, но смог посадить уже горящий самолет. Видимо, и сам Супрун получил тяжелые ранения, потому что самолет не покинул и погиб при взрыве. Видевшие воздушный бой жители деревни Монастыри нашли горевший самолет, но вытащить летчика из пламени уже не могли. Они похоронили его 5 июля, а снятые с тела медали и «Золотую Звезду» постарались передать летчикам Красной армии.
22 июля 1941 г. подполковнику Степану Павловичу Супруну было присвоено звание дважды Героя Советского Союза посмертно.
Останки героя в 1960 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Кинокадры документальной хроники 1937 года навсегда сохранили нам улыбки Степана Супруна и Валерия Чкалова, истинных богатырей советской авиации.