Переплетение судеб
Нам удалось найти много материалов, дополнивших биографию знаменитого летчика. Но поиск наш не был исчерпан и продолжался все это время.Сегодня у нас есть повод вновь обратиться к жизни нашего земляка. 15 декабря исполняется 75 лет, как в испытательном полете на новом истребителе погиб Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. А в феврале 2014 года исполнится 110 лет со дня его рождения. Мы решили соединить эти даты серией публикаций, а для этого обратимся к старым фотографиям, которые сберегли нам облик летчика. Чкалов был знаком со многими фоторепортерами столичных газет и просил их сделать снимки на память. Фототека летчика насчитывает сотни памятных снимков. Фотографии остались, а вот память оказалась утерянной. Мы постараемся узнать, кто же фотографировался рядом с Чкаловым. Вот такой необычный поиск ждет нас, так что следите за нашей рубрикой.
Перед нами два снимка. Сделаны они в одно и то же время. Судя по наградам, Чкалов еще не летал в Америку. На лацкане его костюма два ордена Ленина. После Америки к ним добавится орден Боевого Красного Знамени. На групповом снимке жильцы одного дома. В первом ряду, крайняя справа, жена Чкалова — Ольга Эразмовна. Отмечается какое-то торжество. Скоро все перейдут за праздничный стол. Вполне возможно, что дружные жильцы дома встречают Новый, 1937 год. Раньше были такие традиции.
За праздничным столом к Чкалову подсел какой-то молодой летчик. Этот же молодой летчик заметен и на групповом снимке — во втором ряду третий справа, рядом со Чкаловым. Можно ли сегодня установить, кто это?
Оказалось, что можно, и легко. Имя этого летчика — Аркадий Чапаев. И он сын легендарного героя Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева.
Несмотря на разницу в возрасте в десять лет, Чкалов и Аркадий Чапаев были дружны и имели общие авиационные интересы.
Аркадию прочили блестящее будущее. Он был отличником во всем: в дисциплине, учебе, полетах на планере. В 18 лет его избрали членом Всесоюзного центрального исполнительного комитета. По сегодняшним меркам, это депутат Госдумы.
Про Аркадия говорили, что он был симпатичным молодым человеком. И что благородными манерами походил на своего знаменитого отца. Это для нас может быть неожиданностью. У нас сложился другой образ Василия Ивановича Чапаева — лихой рубака.
Аркадию было пять лет, когда погиб отец. Несмотря на сиротство в детские и подростковые годы, дети Чапаева выросли достойными людьми. Александр Васильевич, участник сражений за Воронеж, дослужился до генеральского звания. Клавдия была большим партсовработником в Саратове, окончила два вуза. Мог бы и Аркадий стать героем своего времени, если бы не трагедия…
В начале 1935 года в Москве проходил VII Всесоюзный съезд депутатов. Делегатом съезда Немецкая республика Поволжья направила Аркадия Чапаева. Всего делегатов на этом форуме собралось более двух тысяч. Сталин, просматривая общий список, увидел знаменитую фамилию. Выяснил: этот двадцатилетний парень — сын самого Чапая! Вождь посоветовал посадить Аркадия в президиум съезда. А в перерыве позвал к себе на беседу.
В музее Саратова сохранился номер многотиражки одного местного завода, где кратко рассказывалось о встрече вождя и младшего сына прославленного полководца Гражданской войны. Сталин вспомнил подвиги Василия Ивановича, поинтересовался, как живут сам Аркадий, его старший брат и сестра. Узнав, что та приболела, обещал содействовать ее лечению. Слово свое он, кстати, сдержал.
На том же съезде Аркадий познакомился с мало кому известным тогда Леонидом Брежневым.
Аркадий Чапаев и Валерий Павлович Чкалов были не только соседями по дому. Они вместе участвовали в разработке новых схем испытательных полетов. Неожиданным пристрастием молодого летчика становятся автожиры. Слова «вертолет» тогда еще не существовало.
Когда прорабатывалась идея дальнего перелета через Северный полюс в Америку, все специалисты сошлись во мнении, что полет будет невозможен или очень опасен, если на полюсе не появится маяк — дрейфующая станция. Но как ее туда доставить? Выдержат ли арктические льды посадку тяжелых транспортных самолетов?
При Политбюро ЦК ВКП(б) была создана специальная комиссия, которая курировала создание первой дрейфующей станции в Северном Ледовитом океане.
На одно из заседаний комиссии был приглашен и Аркадий Чапаев. Конечно, он смотрелся белой вороной среди маститых ученых, опытных летчиков и партийных деятелей.
Специалисты предлагали доставку оборудования дрейфующей станции на собачьих упряжках, на ледоколе, на лыжах. Чапаев тоже взял слово.
Его идея высадки на полюсе была фантастической. Он предлагал высадить полярный десант с помощью автожиров, подвешенных под крыльями тяжелых самолетов. В нужный момент их отцепляли от самолетов, под напором воздуха раскручивался винт, и автожиры должны были парашютировать на льдину. Но к тому времени еще не существовало надежных автожиров, да и будь они — попытка была бы слишком рискованной. Тем не менее молодого летчика никто не прервал и не осадил за чрезмерную фантазию. Люди, служившие авиации, понимали, что фантастической идея может быть лишь какое-то время, дальше она начинает превращаться в реальность.
Дрейфующую станцию на Северный полюс все-таки высадили самолетами. Льды выдержали тяжесть машин. И для чкалов—
ского экипажа станция «Северный полюс-1» стала путеводным маячком.
Аркадия Чапаева нисколько не тяготила слава отца, о котором к тому времени были написаны книги и снят знаменитый кинофильм. Отца он помнил, был у него с матерью накануне гибели. Живущую в Москве семью начдива часто навещали сослуживцы. Аркадий был для них благодарным слушателем.
Летом 1938 года он едет по местам боевой славы 25-й чапаевской дивизии. Посетил и село Красный Яр Уфимского района Башкирии, где в июне 1919 года размещались штаб ударной группы дивизии и полевой лазарет. Местные жители радушно встречали наследника легендарного комдива. Он выступил перед ними, рассказал, каким запомнил отца, что нового узнал о его жизни, боевой деятельности и обстоятельствах трагической гибели.
Уже тогда Аркадий знал более правдивые детали, касающиеся последнего дня жизни отца. В газете «Большевистская правда» 22 апреля 1938 года он писал, что белые пытались любой ценой взять Чапая живым. За это обещали награду в 25 тысяч рублей золотом. Его, раненного в руку, а потом в живот, красноармейцы положили на половинку от больших ворот, и на этом плоту два бойца-венгра переправили Чапаева на другой берег реки Урал. В пути он умер от потери крови. Венгры руками закопали тело любимого комдива в прибрежном песке и замаскировали камышом, чтобы враги не нашли и не надругались над погибшим.С годами река поменяла русло, и там, где потрудились братья-венгры, теперь течет вода…
После визита Аркадия сельсовет от имени всех проживавших в Красном Яру граждан обратился к руководству Башкирской автономной республики с просьбой содействовать в организации дома‑музея В. И. Чапаева. К счастью, музей было где разместить: сохранилось здание, в стенах которого лечились раненые чапаевцы и одновременно находился штаб.
Партийные и советские органы Башкирии пошли навстречу красноярцам, и 19 июня 1939 года вышло постановление № 1166, которым давалось соответствующее поручение наркому просвещения республики.
Существует этот дом‑музей в нынешнем Башкортостане и по сей день. В нем до 4000 единиц хранения. Разумеется, не все экспонаты связаны именно с В. И. Чапаевым и его дивизией, есть тут и этнографическая коллекция, много предметов быта, но все, что здесь можно увидеть, в той или иной степени связано с Гражданской войной.
День 15 декабря 1938 года был самым трагическим в жизни молодого летчика. Погиб его наставник и старший товарищ — Валерий Павлович Чкалов. У дверей его квартиры с горестным известием Аркадий оказался первым. Вот как об этом вспоминала Ольга Эразмовна Чкалова:
«Раздался звонок. Вошел летчик, сын Василия Ивановича Чапаева (мы жили в одном доме). В разговоре с ним я насторожилась: мне показалось, что он чего-то недоговаривает. И не договорил. Видимо, не хватило мужества довести разговор до конца. Ушел… Оставил меня в страшно неспокойном состоянии. Зародилось смутное подозрение, но я отталкивала его от себя».
А через полгода… 7 июля 1939 года несчастье произошло и с Аркадием Чапаевым. В ту пору он находился в Борисоглебске. Как слушатель Военно-воздушной академии имени Жуковского проходил летную практику в здешней авиационной школе, которую в свое время окончил его покойный друг и наставник Валерий Чкалов и которая уже тогда была удостоена права называться именем советского аса.
На предусмотренное программой обучения задание Аркадий вылетел на истребителе И-16.
Спустя положенное время Чапаев на аэродром не вернулся. Поднялась тревога. Спустя некоторое время поступила информация — И-16 упал в озеро Ильмень.
Что же произошло в воздухе?
Обстоятельства гибели Аркадия Чапаева изучала специальная комиссия, однако к настоящему времени так и не удалось разыскать ее материалы. Пока известно, что есть аварийный акт, где Аркадий Чапаев характеризуется как «летчик примерной дисциплины, организованный в работе… Всегда опрятен, подтянут. Летная успеваемость хорошая и отличная. Женат… Перед полетом жалоб на здоровье не представлял. Был весел».
Гибель друга видел однокашник Леонид Горегляд. На его глазах самолет Аркадия Чапаева сорвался в штопор с высоты примерно два с половиной километра.
«Прыгай, прыгай!» — кричали мы, — записал в своих воспоминаниях Леонид Иванович. — Но Аркадий пытался вывести самолет из штопора. Казалось, он был близок к цели. Истребитель даже вышел из левого штопора, но тут же вошел в правый… Так, пытаясь спасти машину, погиб Аркадий Чапаев».
Благодаря архивным изысканиям удалось узнать такой интересный момент: в свой последний полет Аркадий Чапаев отправился в звании старшего лейтенанта. Через три дня после его гибели нарком обороны СССР Климент Ворошилов подписал приказ № 02900, где говорится: «Слушателю первого курса командного факультета Военно-воздушной академии РККА старшему лейтенанту Чапаеву Аркадию Васильевичу присвоить воинское звание «капитан».
Говорят, что опечаленный борисоглебской трагедией Ворошилов не только приказал достойно похоронить сына Чапаева, но и выделил деньги на памятник. Деньги куда-то исчезли, и на могиле поставили скромный обелиск.
Так в небе над Борисоглебском оборвалась судьба Аркадия Чапаева. А 16 лет назад здесь учился летать его старший товарищ Валерий Павлович Чкалов.
Такое вот переплетение судеб.
Вячеслав ФЕДОРОВ.