Дружба наводит мосты
Сохранить корни
В канун Дня народного единства в Тонкине прошел большой праздник — межнациональный день «Мосты дружбы», а в его рамках межрегиональный фестиваль народного творчества «Серебряный родник».На праздник приехали представители национально-культурных автономий, а также певческие коллективы Тонкинского, Шарангского, Тоншаевского, Лукояновского районов Нижегородской области и Килемарского района Республики Марий Эл.Мы побывали на празднике, узнали, о чем поют народы, как они сохраняют свой язык и обычаи.
В тот день нашлось место не только песням и танцам, но и серьезному разговору. Пока ансамбли готовились к открытию фестиваля, многие участники и гости собрались за «круглым столом» в Тонкинской центральной районной библиотеке. Говорили о перспективах межнациональных отношений, а точнее — о дружбе, взаимной поддержке и добром соседстве.К марийскому народу в Тонкинском районе относят себя триста двадцать человек, живут они в трех деревнях — Старых Краях, Типайках и Кодочигах. Это трудолюбивые, сплоченные и большие семьи — в некоторых по четверо, по шестеро детей. Несколько лет назад они объединились в местную национально-культурную автономию, чтобы поддерживать свои традиции. Ведь многие жители уже не говорят по‑марийски и редко слышат песни на этом языке.
— Хотелось, чтобы наши дети знали родной язык, — рассказывает Сергей Петров, председатель автономии. — Мы стали учить их марийским песням. Организовали два вокальных коллектива — «Маленький родник» и «Земляничка». Каждый год в сельском ДК проводим фестивали марийской культуры.
Автономии марийцев есть и в других северных районах области — Тоншаевском и Шарангском. Объединяются и представители других народностей. В этом году в Лукояновском районе появилась мордовская национальная автономия.
— Раньше мы были сами по себе, а теперь все вместе, — говорили за «круглым столом». — Встречаемся, общаемся, только так и можно держаться корней.
Тем временем зал в Тонкинском районном Доме культуры полон. Повсюду мелькают яркие с золотыми узорами русские платья, белые с красной вышивкой марийские костюмы. В кружок перед выходом на сцену собрались нарядные красавицы. Это народный ансамбль «Калинушка» из поселка Килемары Республики Марий Эл. Они поют марийские и русские народные песни. Коллектив самодеятельный, в нем есть врачи, учителя и люди других профессий.
— Чем же марийские песни отличаются, скажем, от русских? — спрашиваю.
— У обоих народов есть песни и веселые, и грустные, — говорит руководитель ансамбля Светлана Луничкина. — Разница в мелодии. В марийской музыке особый строй — пентатоника (так называется один из древнейших ладов, состоящий из пяти ступеней в пределах октавы. — Авт.), есть песни об отношениях человека и природы, свадебные, обрядовые. Народные песни похожи, только язык, на котором они поются, разный.
И вот они зазвучали, протяжные и бойкие, на марийском, русском и мордовском.
Когда на сцену выбежала девчушка в белом расшитом платье, на лицах зрителей вспыхнули радостные улыбки.
— Пела про дождик, — сразу после выступления серьезно объяснила четвероклассница Соня Сидорова из деревни Старые Краи. — У нас есть клуб, где мы учим песни. Я их много знаю.
По мнению Сергея Петрова, чтобы дети знали язык, одного общения дома и выучивания песен в клубе недостаточно, язык надо учить в школе, хотя бы факультативно.
Как известно, марийцы делятся на горных и луговых. Марийцы, живущие на севере нашей области, говорят на своем северо-западном диалекте марийского языка. Горных и луговых мари они понимают плохо. Возникает языковая проблема: людей, которые могли бы перевести марийские песни на редкий диалект, практически нет, поэтому коллективы обычно исполняют луговые песни.
— Старые люди, когда приходят на концерты, нас не всегда понимают, поэтому все-таки стараемся делать переводы, даже распечатываем тексты и раздаем их в зале, чтобы зрители могли петь вместе с нами, — рассказывает председатель национально-культурной автономии марийцев Шарангского района Ирина Алтаева (она глава администрации Черномужского сельсовета, на территории которого живут мари). — Проводим фестивали, дни марийской культуры, в школе проходят занятия, на которых говорим о марийской истории и традициях, стараемся привить детям любовь и интерес к нашим обычаем.
Но есть сложности, например, в Черномуже нет Дома культуры — старый снесли, а новый, несмотря на то что проект существует, до сих пор не построили. Поэтому людям негде проводить концерты, собираться, некуда пригласить гостей из соседних районов.
Концерты — это хорошо, но это не главное. Важно, что люди находят единомышленников, объединяются. А вместе, как известно, выстоять проще, проще сохранить обычаи, традиции, а значит — корни.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Дотянуться до радуги
Какой же праздник без гостей? Показать свое мастерство приехали самодеятельные коллективы из соседних районов. Но самыми дальними гостями были лукояновцы. Полтысячи километров отмахали они, чтобы познакомить тонкинцев с мордовскими песнями. А что ради дружбы не сделаешь, тут расстояния не в счет.Если вам кто-то скажет, что народные песни сейчас никто не слушает, что свой век они отжили, не верьте. Конечно, и у нас сомнения были: соберутся ли в Тонкин-ском Доме культуры зрители, но устроители фестиваля заверили, что зря мы сомневаемся.
И точно, зал был полон.
Вы знаете, что на марийском языке означает «Цевер Кеце»? Не знаете? А вот теперь знайте — «Ясный день». Так называется марийский народный коллектив из Тоншаевского района, которым руководит Валентин Огурцов. Разговор у нас с ним проходил под аккомпанемент балалайки, на которой играл его сын Сергей.
Не без гордости за своих Валентин Алексеевич рассказал, что в его коллективе есть не только музыканты и певцы, но и поэтесса Людмила Лачкова. Она сочиняет слова к песням, а музыку подбирают все вместе. В свою очередь, у Сергея есть ансамбль, но уже русской народной песни — «Русская душа».
Оба коллектива — непременные участники всех фольклорных фестивалей.
— А как же иначе? Мы живем на одной земле и должны делиться песнями. Поем русские песни на марийском языке и марийские переводим на русский, — поясняет Валентин Алексеевич. — Разве вы найдете народ, у которого нет песен? Это наше богатство, которое в сундук не спрячешь.
Извинившись, Валентин Алексеевич и Сергей поспешили на сцену, где их уже ждали. Скоро и песня полилась…
А со сцены вернулся марийский народный коллектив из Шаранги «Пеледекш». Достаточно взглянуть на фотографию, и вы, даже не зная марийского языка, поймете, что «Пеледекш» — это цветок. А цветет он уже сорок два года. На фотографии только малая часть коллектива, а вообще-то в нем 12 взрослых участников, 8 школьников и 8 детсадовцев.
Старожил коллектива Зинаида Большакова. Она в ансамбле с самого основания.
— Сколько мы песен перепели, — улыбается Зинаида Васильевна, — а сколько их спасли. Забывались они, а мы их собрали, записали и вот всем показываем.
Как оказалось, в Шаранге «спасают» не только песни, но и фольклорные традиции. К примеру, в рождественскую пору весь коллектив отправляется колядовать.
Как пояснила руководитель ансамбля Татьяна Алексеевна Волкова, прежде чем попасть в «Пеледекш», каждый его участник посещал кружок «Народный фольклор», в котором изучал традиции, обычаи марийского народа, костюмы, орнаменты, праздники и обязательно родной язык.
Аня Волкова, солистка «Пеледекша», успевает не только хорошо учиться, но и серьезно заниматься вокалом. Один из любимых ее уроков в школе – это «Гозэ», на котором детей знакомят с марийской культурой и литературой.
Там-то она и узнала легенду про богатыря Онара. Не могу удержаться и не пересказать ее вам.
Был богатырь Онар так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами радуги. Потому-то и называют марийцы радугу — воротами Онара.
Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше. Белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке — серебряные украшения.
У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет — семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса — могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота. Самая большая топь для него была что лужа-калужинка.
Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок — с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.
Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.
Про многие холмы и озера в Марий Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому-то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.
Вот такая красивая легенда есть у марийского народа. А еще есть красивые песни, которые мы с удовольствием по-слушали.
Сергей ТИХОНОВ.