Брандспойт как признак бессилия
«Жгли, жжем и будем жечь!» — заявил в эфире российской радиостанции один из таких псевдоболельщиков после очередного погрома, случившегося во время кубкового матча в Ярославле между местным «Шинником» и столичным «Спартаком».
Это открытый вызов всем — правоохранительной системе, депутатам и чиновникам, миллионам добропорядочных болельщиков, многие из которых опасаются ныне ходить на футбол.
И вызов этот оставлен, увы, без должного внимания. Сколь угодно могут заявлять в свое оправдание ярославские полицейские чины о том, что фанаты «Спартака» пронесли массу пиротехники на стадион в труднодоступных местах. Очевидцы свидетельствуют: файеры просто передавали через стену.
Так или иначе бесспорным фактом является то, что безопасность на стадионе не была обеспечена. Подобное не раз бывало уже и в Ярославле, и в ряде других городов. А принимающей стороной и в этом, и в аналогичных случаях считается не городская власть, не полицейское ведомство, а футбольный клуб. В Ярославле это «Шинник». Со всеми, как говорится, вытекающими последствиями.
О неоднозначности распределения меры ответственности на те или иные субъекты, имеющие или вовсе не имеющие отношения к конкретному футбольному матчу, порассуждаем чуть ниже. Тем более что беспорядки на ярослав-ском стадионе усугубились из ряда вон выходящим инцидентом.
С чего начался конфликт спартаковских болельщиков, которым по давней традиции был выделен гостевой сектор, с местными омоновцами, судить не нам. Разгорелся он не на шутку: фаны пытались прорвать ограждение, вырывали кресла на трибуне, жгли и бросали файеры.
Чтобы утихомирить разбушевавшихся фанов, местный ОМОН применил «секретное оружие» — ударил по ним из брандспойта. Понятное дело, досталось и тем, кто не принимал участия в потасовке.
Арбитр встречи вынужден был на полчаса прервать игру, после чего все же решил ее продолжить.
А теперь о том самом из ряда вон выходящем инциденте: в спартаковском секторе в ходе потасовки с ОМОНом был развернут флаг со свастикой! На официальном сайте футбольного клуба «Спартак» было обнародовано заявление по этому поводу: «Этим моральным уродам неведомо, что игроки «Спартака», завоевывавшие золотые дубли в 1938 и 1939 годах, ушли на фронт и с оружием в руках защищали страну от коричневой чумы, знаки которой они вывешивают на секторе, оскорбляя память миллионов погибших людей».
В России началась подготовка к 70-летию Великой Победы. Впервые в нашей стране в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу. В свете того и другого события еще большую тревогу вызывает вакханалия беззакония на наших футбольных аренах.
Есть ли надежда на то, что безобразный инцидент в Ярославле — последний в длинном ряду? Да никакой! Как обычно, решением контрольно-дисциплинарного комитета Российского футбольного союза наказаны клубы: «Спартак» — на три матча без зрителей при штрафе 600 тысяч рублей, «Шинник» — на два матча без зрителей при штрафе 500 тысяч рублей.
Сторонники подобных наказаний говорят, что такова мировая практика — наказывать клубы матчами без зрителей. Хотя здесь без труда можно найти весомые контраргументы. Во-первых, тем самым лишаются возможности поболеть за любимую команду ничем не скомпрометировавшие себя болельщики. Во-вторых, в каждом матче играют две команды, и болельщики одной из них оказываются без вины виноватыми, не получив доступа на матч.
Должен ли клуб отвечать за беспорядки фанатов своей команды? Непременно должен, по-моему, если руководство клуба или сами футболисты прямо или косвенно потворствуют им в незаконных деяниях. Или в случае, если стадион, где проводится матч, является собственностью клуба, а значит, он обязан обеспечить там порядок. Во всех других случаях обоснованно ли взваливать всю вину лишь на футбольные клубы?
Если даже все они денно и нощно начнут вести воспитательную работу с тысячами своих болельщиков, гарантирует ли это, что нынешние фаны, бесчинствующие на стадионах, развертывающие фашистский флаг, оскорбляющие темнокожих иностранных игроков, вдруг враз станут пай-мальчиками? Нет и еще раз — нет! За спинами клубов пытаются укрыться от ответственности те, кто в первую очередь должен обеспечивать порядок на спортивных аренах, точно так же, как в других общественных местах.
Что-то не припомню, когда в последний раз всерьез наказывали должностных лиц правоохранительных органов за бесчинства на стадионах. Брандспойт — это не свидетельство системной работы, а признак слабости.
В наш супертехнический век служители закона по сию пору не в состоянии в каждом конкретном случае выявить с помощью видеокамер участников, а главное, зачинщиков погромов на стадионах, вывешивания провокационных плакатов и символики. А без этого все усилия — коту под хвост. Только жесткое наказание конкретных виновных — административное или уголовное — сможет остудить не в меру горячие головы. К примеру, отлучение от посещения матчей на годы, а то и пожизненно, может оказаться невероятно эффективным средством.
Хватит ходить вокруг да около! И закон о болельщиках, который вступает в силу 1 января 2014 года, может не помочь, если компетентные органы будут относиться к наведению порядка на футбольных матчах столь же индифферентно, столь же неумело, как сейчас. К тому же на сегодня в новом законе установлены лишь общие положения и санкции, а собственно правила поведения еще не утверждены.
После событий в Ярославле знаменитый хоккеист, а ныне сенатор Вячеслав Фетисов предложил в качестве превентивной меры не разделять трибуны на сектора болельщиков той и другой команд, а продавать билеты зрителям на любые места, без учета их «принад-лежности» к конкретной команде.
Возникает сомнение: а что помешает фанатам компактно расположиться в любом другом секторе? И кто в этом случае даст гарантию безопасности тем законопослушным болельщикам, которые волею случая окажутся по соседству с теми, кто, не боясь никого и ничего, нагло заявляют: «Жгли, жжем и будем жечь!»
Николай РЯЗАНОВ.Фото Сергея Аристова.