Удачное в новых документах
Будьте в курсе
Предлагаем вашему вниманию интервью члена президиума Ассоциации юристов России Михаила БАРЩЕВСКОГО с руководителем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Натальей АНТИПИНОЙ. Речь шла о том, что теперь меняется для граждан, пожелавших, к примеру, зарегистрировать садовый домик. И сколько денег и времени это будет стоить.
— Наталья Николаевна, 1 декабря 2012 года распоряжением Правительства РФ утверждена «дорожная карта» «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Каковы основные цели и задачи этого документа?
— Мы хотим сделать эффективной систему регистрации прав в стране. Не секрет, что в этой сфере существуют проблемы. За примерами далеко ходить не надо: каждый из нас сталкивается с регистрационной системой, видел очереди, знает сроки предоставления услуг, мы хотим эти проблемы решить. Для нас важно, во-первых, выстроить систему, которая будет ориентироваться на клиента, и, во-вторых, навести порядок с качеством ресурсов.
— Это красивые слова, а вот с чем сталкивался я сам. У меня было свидетельство о праве на недвижимость, на землю, был кадастровый план, и вдруг я получаю письмо о том, что мне надо все это перерегистрировать. Теперь геодезиче-ская съемка на местности должна быть сделана со спутниковыми маячками, это стоит 40 тыс. рублей, выдача нового свидетельства будет стоить 20 тыс. рублей, итого, чтобы просто переоформить право на мой участок, причем мне это не нужно, с меня хотели содрать 85 тыс. рублей. «Дорожная карта» не приведет к тому, что с населения в очередной раз будут брать деньги, чтобы оформить то, что ему и так принадлежит?
— Нет, я не думаю, что она приведет к увеличению тарифов. И потом, надо разделить проблемы. У нас межевание земельных участков и оформление документов для постановки на кадастровый учет осуществляют кадастровые инженеры. Это самостоятельный профессиональный институт, который был введен законом о кадастре.
— Получающий деньги не от государства, а от людей?
— От граждан, да. И с этим институтом действительно тоже надо наводить порядок, повышать его ответственность, увеличивать штат, потому что он пока очень небольшой, и развивать рынок кадастровых инженеров, чтобы снижать стоимость этих услуг.
Что касается самих услуг, с которыми вы столкнулись, надо рассматривать каждую конкретную ситуацию, изучать конкретные документы. Действительно, у нас услуги сложные, но мы для того и готовили «дорожную карту», чтобы разработать четкие, внятные правила оказания услуг для любого заявителя, чтобы у него не возникало замешательства и беготни по инстанциям.
— У меня была ситуация, когда на старой карте БТИ были одни координаты, а после аэрофотосъемки, когда сделали по отметкам новую карту, произошло наложение с соседним участком на 20 см. В этой связи отказали в регистрации и мне, и соседу. Как быть в такой ситуации, ведь нашей-то вины нет, забор между нами стоит с 30-го года?
— Да, такая проблема, связанная с описанием пространственных данных, существует. И она также обязательно будет решаться в рамках «дорожной карты», потому что все эти неточности ведут к судебным спорам. А мы хотим, чтобы это было досудебное рассмотрение, чтобы облегчить жизнь всем.
— То есть вы хотите предложить порядок, при котором я с моим соседом подписываю соглашение, которое для вас является источником информации и которое вы не оспариваете?
— Абсолютно точно. Это и снижение нагрузки на суды, и решение ваших проблем, причем оперативное.
— Скажите, а МФЦ — многофункциональные центры предоставления государственных муниципальных услуг — это ваша структура или муниципальная? И чем они будут заниматься?
— В 210-м Законе об услугах дано определение многофункционального центра. Именно они будут предоставлять гражданам услуги по принципу одного окна. По закону это не наша структура, а муниципальная, региональная, в которой созданы комфортные условия получения наших услуг и услуг других органов. В соответствии с постановлением правительства все наши услуги являются обязательными для предоставления в МФЦ.
— Они предоставляются бесплатно или платно?
— Эти услуги предоставляются бесплатно. Кроме того, актом правительства, принятым в декабре, определен закрытый перечень услуг, которые могут оказываться в помещениях МФЦ. Никаких взиманий средств сверх установленной госпошлины или иной платы за услуги, которая установлена актами правительства, не может быть вообще.
Недавно премьер-министр провел в Москве селекторное совещание по этой теме со всеми губернаторами. Было подчеркнуто, что согласно 601-му указу у нас к 2015 году уже 90 % услуг должно предоставляться в МФЦ. Эта задача была названа приоритетной. И это ответственность, в том числе и региональных властей, губернаторов, которые, по сути, обязаны обеспечить шаговую доступность получения услуг для своих жителей.
— А на практике сегодня губернаторы являются вашими союзниками или, наоборот, вам приходится с ними бороться?
— Как мне кажется, они являются нашими союзниками. Я не вижу таких проблем, которые приходилось бы выносить на другой уровень. Мы находимся в конструктивном диалоге, и развитие идет. Просто, в зависимости от возможностей региона, где-то оно идет медленнее, где-то — быстрее.
— Представим себе, что вы добились максимального эффекта и сделали все, что хотели. Как это будет тогда выглядеть для гражданина?
— Существует два способа. У гражданина есть право либо получить услугу в электронном виде, либо сходить в офис. В основном пожилые люди предпочтут пойти в офис, это привычка. Но я буду счастлива, если все граждане будут обращаться к нам в электронном виде. До 70 % услуг должно предоставляться в электронном виде. Это удобно, просто, понятно и оперативно. А что касается личного посещения офиса, это, конечно, минимальное нахождение в очередях для подачи документов и четкий перечень документов, который вы должны сдать.
— Вы переходите к системе одного окна, и если мне, например, нужно оформить участок, я прихожу в одно место один раз, а дальше запрашивать справки из других органов власти не мое дело?
— Да, это самостоятельное направление «дорожной карты». Это межведомственное взаимодействие. Вообще-то закон вступил в силу еще в июле 2010 года, соответственно, все органы должны работать в этом формате. Если вы пришли к нам, мы обязаны запросить всю информацию в иных государственных и муниципальных органах и вас не гонять. К сожалению, у нас этот проект находится еще в стадии развития, потому что некоторые органы еще не присоединились к этой системе. Речь идет о судах, загсах и органах опеки. Но и они к 2015-2016 году должны присоединиться к этой системе.
(«Российская газета».)