Яйцо не золотое, а диетическое
А нужно сказать, что к этому времени у нас уже был опыт содержания разной скотины: и бычков, и поросят, и кроликов, а вот кур держать не приходилось. Да и мнение у меня о них было неуважительное. Наблюдая со стороны их беспорядочную беготню и кудахтанье, про себя называла их «курыдуры», да и не только я одна, такое прозвище за ними закрепилось в народе давно. И вот эти куры появились в нашем хозяйстве. Ну, думаю, надо их кормить, не везти же обратно!
Стала я за ними ухаживать зерна насыплю, чистой воды налью. Смотрю, всё они понимают: сами за мной бегут, сами вечером на насест отправляются, от дома далеко не отходят. А одна рыженькая курочка привязалась ко мне, как кошка, всюду за мной ходит, на руки запрыгивает и ластится. У меня к ним тоже интерес проснулся. Смотрю, как они дружно корм клюют, наклонюсь их погладить, а они такие гладенькие, мягкие, и перышки у них рыженькие, словно на солнце загоревшие, так и хочется их ласковыми именами называть.
И курочки не заставили долго ждать. Вскоре я нашла в корзине под насестом «золотое» яичко. Оно было розоватокоричневого цвета, гладкое и большое. А потом ежедневно появлялось до пяти замечательных яиц, правда, они не всегда оказывались в гнезде, а были спрятаны то в дровянике, то в траве, то под досками. Однако процесс поиска только увеличивал мой азарт.
Во мне проснулось светлое чувство гордости за моих курочек: вот какие они хорошие, вот какие замечательные яйца несут! С каждым днем яиц становилось все больше, мы уже не успевали их съедать, и я щедро одаривала ими родственников и городских знакомых. Приедут, бывало, гости, а я им с собой полную коробку изпод обуви яиц.
Но неожиданно моей радости пришел конец. Яйценоскость начала снижаться, и мне приходилось по нескольку раз обходить насиженные курами места в поисках редкого яичка.
Наступила осень, ветер срывал последние листья… И однажды под оголившимися ветками крыжовника я увидела… «склад» целую гору розоватокоричневых яиц. Их было больше сотни! Сколько они пролежали под дождем и солнцем, знали только мои любимые несушки… С тех пор прошло уже много лет, но, вспоминая ту давнишнюю историю, я говорю, что куры были моими самыми любимыми домашними животными.
Татьяна МАРКИНА.
Забот немного, а польза большая
В силу ряда обстоятельств мне, жителю рабочего поселка, затем горожанину, многие годы пришлось работать в селе. Десять из них в должности председателя колхоза. Жена преподаватель, дети маленькие. На ведение личного подсобного хозяйства времени оставалось мало, но сельская жизнь обязывала.
Мы держали телят на откорме, поросят, гусей. Но самое большое удовлетворение получали от кур. Обычно в марте начале апреля я привозил с Ворсменской птицефабрики десяток трехмесячных курмолодок и к ним одногодвух петушков весом 11,5 кг каждая голова. С началом зелени, обычно в середине мая, наши курочки начинали нестись.
Содержались они ночью в бревенчатом хлеву, где были устроены четыре гнезда, а днем в вольере площадью около 20 м2, куда я им раза два в неделю подбрасывал рубленую зелень. Кормили по утрам, днем, когда ктото из нас забегал на несколько минут, и перед усадкой кур на насест. Корм зерно ячменя, овса, отруби. Иногда остатки первых блюд замешивал с кашей. Никогда не кормили их печеным хлебом.
Курочки обычно неслись на гнездах, причем к двум из них была очередь. Некоторые оставляли яички в дровах, под стеллажами для лесоматериалов. Но однадве всетаки умудрялись организовать гнезда так, что кладки находили уже после опадания листвы. Поскольку петушки исполняли в основном организаторские функции, яички были «болтунами» и хорошо сохранялись.
С наступлением холодов курочки начинали грустить, к этому времени их живой вес был 33,5 кг. Мы их поинтенсивнее откармливали и с наступлением морозов забивали. Яичек и мяса хватало до Нового года и дольше.
Советую всем, кто живет летом на дачах, в садах, завести кур. Труда большого они не требуют, а отдача хорошая диетические яйца и мясо для семьи. Такие продукты с магазинными, напичканными антибиотиками и гормонами, не сравнишь ни по вкусу, ни по пользе.
Дмитрий МОРГУНОВ.